Лями противоположного пола. При отсутствии такой связи у чело-
Века развивается чувство изоляции, которое отчуждает его от людей.
Седьмая стадия -с 35 до 60-65 лет - является одной из
Наиболее значимых, по мнению Эриксона, так как она связана со
Стремлением либо к постоянному развитию, творчеству, либо к
Постоянству, покою и стабильности. В этот период большую роль
Играет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его
Удовлетворение своим статусным местом, а также его общение со
Своими детьми, поскольку, воспитывая их, человек может разви-
Ваться сам. Желание стабильности, отвержение и боязнь нового
Останавливают процесс саморазвития и становятся гибельными
Для личности, считает Эриксон.
Восьмая, последняя стадия наступает после 60-65 лет. В
Этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя опреде-
Ленные итоги прожитым годам; формируется чувство удовлетво-
Рения, осознания идентичности, целостности своей жизни, приня-
Тие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает
Чувство отчаяния, жизнь кажется сотканной из отдельных, не свя-
Занных между собой эпизодов и прожитой зря. Естественно, что
Такое чувство гибельно для личности и приводит к невротизации.
Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но оно всегда
связано с потерей идентичности, с ≪отвердением≫ (частичным или
Полным) каких-то эпизодов жизни или свойств личности. Поэто-
Му, хотя Эриксон и говорил о важности формирования у человека
Активной, открытой и творческой позиции, прежде всего он по-
Стоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непроти-
Воречивости структуры личности, писал о пагубности внутренних
Конфликтов. Ни один психолог до него не подвергал сомнению
необходимость формирования самостоятельности, преодоления
Чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти
Качества положительными, тем не менее утверждал, что для детей
С развитым чувством базового недоверия, зависимости гораздо
Важнее оставаться в русле уже заданного пути развития, чем изме-
Нять его, вступать на несвойственный им путь, так как это может
Нарушить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для
Таких детей развитие инициативы, активности может оказаться
Губительным, в то время как неуверенность в своих силах поможет
Им найти адекватный для них способ жизни, выработать ролевую
Идентичность. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практи-
Ческой психологии, для коррекции и формирования у людей свой-
Ственного им, индивидуального стиля поведения.
Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности
Системы, в которой живет человек, так как нарушение стабильно-
Сти, изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также
Нарушают идентичность и обесценивают жизнь человека. На ос-
Новании материалов своих исследований Эриксон пришел к вы-
Воду, что структура идентичности включает в себя три части: 1)
Соматическую идентичность, заключающуюся в том, что орга-
Низм стремится сохранить свою целостность при взаимодействии
С внешним миром, 2) личностную идентичность, которая интегри-
Рует внешний и внутренний опыт человека, и 3) социальную иден-
Тичность, которая заключается в совместном создании и поддер-
Жании людьми определенного порядка, стабильности.
Обостренно переживаемый кризис идентичности подталкивает
Человека к решению не только своих собственных, но и социально-
Исторических проблем. Обосновывая положения своей психоисто-
Рии, Эриксон стремился связать исторические события с особен-
Ностями биографии участвующих в них выдающихся людей. Так,
В своих книгах о М.Лютере и М.Ганди он соединил их личные
Проблемы, обусловленные переживанием кризиса идентичности, с
Историческими проблемами и кризисом целого поколения. Эрик-
Сон подчеркивал, что та новая идентичность, которую разрабаты-
Вали многие выдающиеся люди, становилась впоследствии достоя-
Нием общества, переходя из области личной в социальную.
Таким образом, теория Эриксона демонстрирует продуктивность
Соединения нескольких подходов, нескольких точек зрения на лич-
Ность, это позволяет более полно рассмотреть процесс ее развития.
* * *
Психоаналитические исследования психики являются одним из
Наиболее ценных вкладов в формирование психологии. Учеными,