Ленные научные данные (не только свои, но и многих других уче-
Ных, в том числе российских лингвистов и психологов Потебни и
Шпета) о несовпадении мысли и слова.
Из всех теорий глубинной психологии, появившихся во второй
Половине XX в., пожалуй, наибольшее признание и распростране-
Ние получила теория Э. Эриксона (1902-1994). Это связано с тем,
Что его мысли о цельности личности, ее тождественности (идентич-
Ности) самой себе и обществу, в котором человек живет, стали весь-
Ма актуальны для большинства современных социумов, в которых
Одной из проблем является разобщенность и одиночество людей.
Будучи учеником и последователем А.Фрейд, он развивал не
Столько идеи классического психоанализа, сколько Эго-психоло-
Гию, о которой уже упоминалось выше. Эта концепция, заложен-
Ная А.Фрейд и А.Кардинером, исходила из того, что главной ча-
Стью структуры личности является не бессознательное Ид, как у
Фрейда, но сознаваемая часть Эго, которая стремится в своем раз-
Витии к сохранению своей цельности и индивидуальности.
Не менее важно и то, что Эриксон связал воедино несколько
Тенденций в развитии психологии личности, соединив психоана-
Литический подход с важными идеями гуманистической психоло-
Гии, главным образом с мыслью о неоднозначной роли адаптации,
Которая приостанавливает саморазвитие личности, и важности со-
Хранения собственной идентичности и цельности.
На теории Эриксона сказались и его личные впечатления, так
Как в первые годы жизни он пережил трудности, связанные с опре-
Делением собственной идентичности, которые позднее описал и
Проанализировал в своих работах. Будучи приемным сыном, он
Встал перед проблемой отнесения себя к определенной нации, семье,
Религии.
После окончания гимназии он некоторое время учился в художе-
Ственной школе, а затем отправился в странствия по Европе. В Вене
Он случайно получил место учителя рисования в школе, в которую
Отдавали своих детей родители, приехавшие лечиться в психоана-
Литический институт. Он познакомился с Анной Фрейд, и это
Знакомство решило его дальнейшую судьбу. Ее участие и помощь
В становлении профессиональной деятельности были настолько
Важны для Эриксона, что даже через много лет, разрабатывая
Свою собственную теорию, он не смог преодолеть этого влияния,
Отождествляя свою концепцию с психоанализом, хотя и чувство-
Вал некоторую искусственность такой идентификации.
С 1927 г. Эриксон принимал участие в семинарах Венской шко-
лы, а в 1933 г. получил диплом специалиста в области ≪детского
психоанализа≫. В этом же году он эмигрировал сначала в Данию,
А затем в США, где занимался психоаналитической практикой и
преподавал в университетах Гарварда, Йеля, Беркли. В конце 30-х
Годов он занимался исследованием индейских резерваций племени
Сиу и юроков, использовав в дальнейшем собранный материал
Для формирования своей концепции идентичности. В 1950 г. он
опубликовал книгу ≪Детство и общество≫, которая принесла ему
широкую известность. Последующие его работы ≪Молодой Лю-
тер≫ (1958), ≪Идентичность≫ (1968) и ≪Истина Ганди≫ (1969) зало-
Жили основу нового подхода к анализу взаимоотношений между
Человеком и обществом, в том числе и при анализе исторических
Событий и персонажей. Созданное им направление в изучении ис-
Тории психологической науки получило название психоистория.
В своей теории Эриксон пересмотрел позиции Фрейда не только
В отношении иерархии структур личности, но и в понимании роли
Среды, культуры и социального окружения ребенка, которые, с его
Точки зрения, оказывают огромное влияние на его развитие. Он
Сделал акцент на отношениях ребенка и семьи, а более конкретно -
на отношениях ребенок-мать. Он считал, что ≪врожденные влече-
ния≫ человека являются отрывками стремлений, которые должны
Собираться, приобретать значение и организовываться в период
Затяжного детского возраста. Удлинение периода детства как раз
И связано с необходимостью социализации детей. Поэтому Эриксон
доказывал, что ≪инстинктивное вооружение≫ (сексуальное и агрес-
Сивное) у человека гораздо подвижнее и пластичнее, чем у живот-
Ных. Организация и направление развития врожденных влечений
связаны с методами воспитания и образования, которые определя-
Ются культурой и традициями. Иными словами, каждое общество
Вырабатывает свои собственные институты социализации, для того