Против материнского тело, больше всего - груди. Такие агрессив-
Ные действия, согласно Клейн, имеют орально-садистский харак-
Тер. В связи с этим инстинкт смерти направляется против своего
организма и принимается как опасность для самого ≪Я≫, что при-
Водит индивида в состояние стресса. Ребенок вынужден перенести
Все свои страхи, связанные с инстинктом саморазрушения, на ка-
Кой-то другой, внешний объект, и он старается разрушить этот
Объект, чтобы защититься от внешних угроз.
Клейн также писала о том, что в союзе либидо и инстинкта
Смерти преобладает агрессивность, которая рождает стресс. Стресс,
В свою очередь, усиливает агрессивность. Эта связь может быть
Разрушена только с помощью усиления либидо. Таким образом,
Она пришла к тому же выводу, что и А. Фрейд: только усиление ли-
Бидо может снизить агрессию.
Одной из наиболее значимых концепций для детской психоло-
Гии в последние годы стала теория привязанности, разработанная
Английским психологом и психиатром Д.Боулби (1907-1990).
Окончив в 1929 г. Кембриджский университет, он начал работу в
Школе для малолетних правонарушителей. Общение с этими детьми
Привело его к мысли о том, что основные проблемы, испытываемые
Ими в процессе социализации, связаны с нарушением общения с
Родителями, недостатком тепла и заботы в раннем возрасте. Па-
Раллельно с работой в школе Боулби обучался психоаналитиче-
ской технологии в Лондонском университете и в начале 30-х годов
Начал работу в Главной лондонской детской больнице в качестве
Детского психоаналитика.
Постепенно он отошел от классического психоанализа, стремясь
Соединить в своей концепции различные подходы к детскому раз-
Витию (этологический, когнитивный, культурологический). Крае-
Угольным камнем этого соединения было стремление объяснить
Формирование связи между грудным ребенком и матерью, исходя
Из положений этологии. Однако, исследуя поведение пары ребе-
Нок-мать в среде их обитания, он подчеркивал социальный, куль-
Турный аспект этой среды, а потому отвергал чисто натуралисти-
Ческие объяснительные принципы, так же как и фрейдистские кон-
Цепции оральной и анальной стадий. Его идея состояла в том, что
В первые месяцы жизни устанавливается тесная эмоциональная
Связь между матерью и ребенком, которая не сводима ни к сексу-
Альности, ни к инстинктивному поведению. Резкий разрыв этой
Связи приводит к серьезным нарушениям в психическом развитии
Ребенка, прежде всего в структуре его личности. Такие нарушения
Могут проявиться не сразу (и в этом отличие описываемых Боулби
Явлений от госпитализма и сходных с ним форм отклонений), зна-
Чительно позднее, часто лишь в подростковом возрасте.
Боулби доказывал, что мать для маленького ребенка является
Надежной защитой, своеобразной базой, которую он время от
Времени покидает, стремясь исследовать окружающий мир. Однако
Эта исследовательская активность стабильна и адекватна в тех
Случаях, когда ребенок уверен, что он может в любой момент вер-
Нуться под защиту матери. Таким образом, главная цель формиро-
Вания эмоциональной связи между ребенком и матерью - дать ре-
Бенку ощущение защищенности и безопасности. Именно тепло и
Ласка, исходящие от матери в первые годы жизни, важны для ре-
Бенка, подчеркивал он, а не правильный уход и обучение, осущест-
Вляемые ею. Его исследования показали, что дети, имеющие тесный
Эмоциональный контакт с матерью, демонстрируют более высокие
Результаты в уровне познавательной активности, чем дети, которые
Росли в холодных семьях, или дети, потерявшие мать в дошколь-
Ном возрасте. Он также доказывал, что у подростков, которые не
Имели устойчивой эмоциональной связи с матерью, чаще наблю-
Даются депрессии, формируются изменения в структуре личности.
Эти работы Боулби привели в 50-х годах к изменению условий
Госпитализации маленьких детей, которых не разлучают с матерью.
В последние десятилетия в Англии, США и Японии появляется
Большое количество работ, в которых анализируются как кратко-
Временные, так и долговременные последствия нарушений эмо-
Циональных контактов между матерью и ребенком, а также про-
Водятся сравнительные исследования различных стилей общения с
Детьми, существующих в этих странах.
В настоящее время многие положения психоанализа широко