Внутренней природы - способ быть и способ иметь. Люди, которые
Живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону своего
Развития, на укорененность в обществе. Для них главное - пока-
Зать свою индивидуальность, свое значение, которых на самом деле
У них нет, для того чтобы придать себе вес в глазах других. При
Этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность,
Т. е. чем они хотят обладать - знаниями, властью, любовью, рели-
Гией. Их не интересует сама суть этих знаний или религии, но им
Важно показать всем, что это их собственность. Отсюда их догма-
Тизм, нетерпимость ко всем, кто ставит под сомнение истинность
Их позиции, их напряженность и неуверенность, так как они бес-
Сознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную соб-
Ственность; отсюда их агрессивность против всех, кто, как они
Подозревают, покушается на их собственность. Все это приводит к
Неврозу, делая потребность иметь невротически ненасыщаемой и
Приводя все к большей невротизации и напряженности человека.
Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свобо-
Дой и уверенностью человека в себе. Таким людям все равно, что о
Них думают другие, для них главное - это не продемонстрировать
Обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но
Быть, чувствовать себя любящими, религиозными, знающими
Людьми. В этом и реализуется индивидуальность человека, его по-
Нимание своей самоценности. В то же время такие люди не стремят-
Ся рвать все связи с обществом и окружающими, к свободе от всего.
Им нужна свобода только для самореализации, для того чтобы
Быть самим собой. Поэтому обретение свободы не оборачивается
Для них драмой. Стремясь быть собой, эти люди уважают и стрем-
Ления других к бытию, а потому они терпимы и не агрессивны в
Отличие от людей, живущих по принципу иметь. Эти люди под-
Ходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пре-
Делы себя как творения, за пределы пассивности и случайности
Своего существования и переходя в область целенаправленности и
Свободы. Именно в этой человеческой потребности в трансцен-
Дентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви, ис-
Кусства, религии, науки и материального производства. И именно
Такие люди, по мнению Фромма, помогут появлению нового соци-
Ального общества.
Работы Фромма ≪Бегство от свободы≫ (1941), ≪Человек как он
есть≫ (1947), ≪Анатомия человеческой деструктивности≫ (1973),
≪Иметь или быть≫ (1976) продолжили развитие фрейдомарксизма,
Заложенного Райхом и одно время очень популярного в западной
Психологии. Однако наибольшее значение работ Фромма заключа-
Ется в том, что они, оставаясь в русле основных положений психо-
Анализа, отвечали на новые, возникшие уже во второй половине
XX в. вопросы, соединяя идеи Фрейда не только с учением Маркса,
Но и с работами Адлера и гуманистической психологией. Попытки
На языке психоанализа показать противоречивость позиции челове-
Ка в его общении с окружающими, роль общества, социальной
Формации в развитии личности человека имели огромное значение
Не только для психологии, но и для смежных наук - истории, социо-
Логии, философии, педагогики.
Значительное влияние на развитие глубинной психологии ока-
Зали и работы младшей дочери Фрейда - Анны Фрейд (1895-1982).
Хотя первые ее исследования относятся к 30-м годам, наиболее
Интересные работы появились позже.
А. Фрейд с детства приобщилась к научной деятельности своего
Отца, выполняла в течение многих лет обязанности его секретаря,
А в 1922 г. сделала свой первый научный доклад и была принята в
Венское психоаналитическое общество. В 1938 г., после оккупации
Австрии нацистами, подвергалась аресту и допросам в гестапо,
Что послужило дополнительным основанием для Фрейда покинуть
Вену. Ей и жене Фрейда было разрешено эмигрировать вместе с
Ним. В Лондоне Анна уделяла огромное внимание моральной под-
Держке отца и уходу за ним, когда он заболел.
После смерти 3. Фрейда Анна посвятила себя развитию психо-
Аналитического движения и теории глубинной психологии. Наи-
Большее внимание она уделяла формированию детского психо-
Анализа и стала одним из авторов Эго-психологии. В 1952 г. она
Организовала и возглавила Хэмпстедскую клинику детской тера-
Пии, которой руководила до 1982 г.
В 1936 г. в книге ≪Психология "Я" и защитные механизмы≫ ею
Были систематизированы мысли Фрейда о защитных механизмах