Ность, но и формирует способы ее преодоления - динамизмы, кото-
Рые служат не только моделями энергетических трансформаций, но
И своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых
Для удовлетворения потребностей, для адаптации. При этом суще-
Ствуют более и менее важные для жизни динамизмы, которые удов-
Летворяют разные по степени необходимости для человека потреб-
Ности. Главными, ведущими для всех Салливан считал потребность
В нежности и потребность в избежании тревоги. Однако возмож-
Ности удовлетворения этих потребностей разные, так как для реа-
Лизации потребности в ласке существуют определенные динамиз-
Мы, помогающие ребенку получать необходимую нежность и ласку
От близких. В то же время источники тревоги настолько многооб-
Разны и непредсказуемы, что фактически нельзя полностью исклю-
Чить возможность неприятных, вызывающих беспокойство собы-
Тий в жизни человека. Таким образом, потребность в избегании
Тревоги становится ведущей для личности и определяет формиро-
вание ≪Я-системы≫, лежащей в основе личности человека.
Говоря о ≪Я-системе≫, Салливан выделял три ее структуры -
≪хорошее "Я"≫, ≪плохое "Я"≫ и ≪не-Я≫. Описывая их роль в пси-
Хическом развитии, он доказал, что стремление к персонификации
себя как ≪хорошего "Я"≫ и избегание мнений о себе как о ≪плохом
"Я"≫ являются наиболее важными потребностями личности, так
Как мнение о себе как о плохом является источником постоянной
Тревоги. Для защиты своей положительной персонификации че-
Ловек формирует специальный механизм, который Салливан на-
звал ≪избирательным вниманием≫. Этот механизм отсеивает все
Раздражители, которые могут принести тревогу, изменить мнение
Человека о себе. Так как основные причины тревоги кроются в
общении с другими людьми, то ≪избирательное внимание≫ регу-
Лирует не только собственную персонификацию, но и персонифи-
Кации (образы) других людей.
Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие
Личности, Салливан, естественно, уделял большое внимание изу-
Чению характера общения людей, формированию образов окру-
Жающих. Ему принадлежат основополагающее для социальной
Психологии изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг
Друга, исследование формирования контролирующих моделей, ко-
Торые оптимизируют процесс общения, прежде всего процесс об-
Мена информацией.
Хотя Салливан разделял мнение психоаналитиков о бессозна-
Тельном характере основных потребностей, лежащих в основе раз-
Вития личности, в частности, он говорил о бессознательном харак-
Тере потребности в нежности и избегании тревоги, однако он оспа-
Ривал мнение об их врожденном характере, так же как о врожден-
Ности агрессивного инстинкта. Он писал о том, что и агрессия и
Беспокойство с неизбежностью развиваются у ребенка уже в первые
Дни его жизни. Так, он заражается беспокойством от матери, кото-
Рая волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем
Появляются уже собственные причины для беспокойства, стимули-
Рующие развитие избирательного внимания. Фрустрация важных
Для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем
в зависимости от того, какая структура ≪Я-системы≫ более разви-
та - ≪хорошее "Я"≫ или ≪плохое "Я"≫, доминирует тот или иной
способ решения фрустрационной ситуации. Так, при ≪плохом "Я"≫
Вина чаще всего принимается самим субъектом, в то время как
при ≪хорошем "Я"≫ - перекладывается на других. Эти идеи Салли-
Вана легли в основу нескольких тестов, наиболее распространен-
Ным из которых является тест Розенцвейга.
Теория Салливана стала одной из первых попыток соединить
Воедино различные подходы к пониманию закономерностей раз-
Вития личности. Успешность этого опыта привела к стремлению
Современных психологов заимствовать наиболее значимые взгля-
Ды и открытия из разных психологических школ, расширяя рамки
Традиционных направлений. Работы Салливана оказали большое
Влияние не только на психологии личности, но и на социальную
Психологию, положив начало многочисленным исследованиям
Особенностей восприятия при общении людей.
Модификация глубинной психологии
Во второй половине XX века
Развитие основных методологических постулатов глубинной