После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами
образования, основал первую воспитательную клинику в рамках
венской системы школьного образования, а затем и эксперимен-
Тальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области
образования. Особое значение Адлер придавал занятиям с учите-
Лями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто
Формирует умы и характеры юношества. Для помощи родителям
В воспитании детей им были организованы консультативные цен-
Тры для детей при школах, где дети и их родители могли получить
Нужный им совет и помощь. К 1930 г. только в Вене было 30 таких
Центров.
В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве
Врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицин-
Ской психологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к
Которой несколько снизился после его смерти в 1937 г., снова оказа-
Лась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно по-
Влияв на формирование гуманистической психологии и нового под-
Хода к проблеме личности.
Адлер стал основателем нового, социально-психологического
Подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии
Новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его тео-
рия, изложенная в книгах ≪О нервном характере≫ (1912), ≪Теория и
практика индивидуальной психологии≫ (1920), ≪Человекознание≫
(1927), ≪Смысл жизни≫ (1933), представляет собой совершенно
Новое направление, очень мало связанное с классическим психоана-
Лизом и составляющее целостную систему развития личности.
Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал поло-
Жения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений
В личности и поведении человека, влечений, которые противопо-
Ставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врож-
Денные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стиму-
Лирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, -
Вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь чело-
Века, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее
Концепции этих трех психологов: все они предполагали, что чело-
Век имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу,
Которая оказывает влияние на формирование личности. При этом
Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -
Первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест-
Венных интересов.
В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей
Тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в
Целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.
Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой чело-
Веческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бес-
Сознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Само-
Сти личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о
Целостности и уникальности личности является неоценимым
Вкладом Адлера в психологию.
Не менее важна и введенная им идея о творческом ≪Я≫. В отли-
Чие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений
И потому определяющего полностью путь развития личности в за-
данном направлении, ≪Я≫ Адлера представляет собой субъектив-
Ную и индивидуализированную систему, которая может менять на-
Правление развития личности, интерпретируя жизненный опыт че-
ловека и придавая ему различный смысл. Более того, это ≪Я≫ само
Предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить
Конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль
Жизни.
Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури-
Рованную систему и покоится на нескольких основных положениях,
объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично-
Сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув-
Ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес,
5) стиль жизни, 6) творческое ≪Я≫.
Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из-
Вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что
Все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или
Фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де-
Терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул
Идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в
Большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.
Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя