После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами

образования, основал первую воспитательную клинику в рамках

венской системы школьного образования, а затем и эксперимен-

Тальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области

образования. Особое значение Адлер придавал занятиям с учите-

Лями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто

Формирует умы и характеры юношества. Для помощи родителям

В воспитании детей им были организованы консультативные цен-

Тры для детей при школах, где дети и их родители могли получить

Нужный им совет и помощь. К 1930 г. только в Вене было 30 таких

Центров.

В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве

Врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицин-

Ской психологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к

Которой несколько снизился после его смерти в 1937 г., снова оказа-

Лась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно по-

Влияв на формирование гуманистической психологии и нового под-

Хода к проблеме личности.

Адлер стал основателем нового, социально-психологического

Подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии

Новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его тео-

рия, изложенная в книгах ≪О нервном характере≫ (1912), ≪Теория и

практика индивидуальной психологии≫ (1920), ≪Человекознание≫

(1927), ≪Смысл жизни≫ (1933), представляет собой совершенно

Новое направление, очень мало связанное с классическим психоана-

Лизом и составляющее целостную систему развития личности.

Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал поло-

Жения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений

В личности и поведении человека, влечений, которые противопо-

Ставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врож-

Денные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стиму-

Лирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, -

Вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь чело-

Века, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее

Концепции этих трех психологов: все они предполагали, что чело-

Век имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу,

Которая оказывает влияние на формирование личности. При этом

Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг -

Первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общест-

Венных интересов.

В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей

Тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в

Целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее.

Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой чело-

Веческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бес-

Сознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Само-

Сти личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о

Целостности и уникальности личности является неоценимым

Вкладом Адлера в психологию.

Не менее важна и введенная им идея о творческом ≪Я≫. В отли-

Чие от фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений

И потому определяющего полностью путь развития личности в за-

данном направлении, ≪Я≫ Адлера представляет собой субъектив-

Ную и индивидуализированную систему, которая может менять на-

Правление развития личности, интерпретируя жизненный опыт че-

ловека и придавая ему различный смысл. Более того, это ≪Я≫ само

Предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить

Конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль

Жизни.

Теория личности Адлера представляет собой хорошо структури-

Рованную систему и покоится на нескольких основных положениях,

объясняющих многочисленные варианты и пути развития лично-

Сти: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чув-

Ство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес,

5) стиль жизни, 6) творческое ≪Я≫.

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у из-

Вестного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что

Все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или

Фикций, которые организуют и систематизируют реальность, де-

Терминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул

Идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в

Большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого.

Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя

Наши рекомендации