Ко знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то
другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической
Единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологи-
Ческое состояние, которое испытывает человек в данный момент,
Он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал про-
Тив символической интерпретации снов или ассоциаций, разраба-
Тываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за симво-
Ликой человека в глубь его бессознательного.
Определенные расхождения существовали и по вопросу психо-
Коррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психо-
Терапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придержи-
Вался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и
Поддерживал директивность отношений в начале курса психоте-
Рапии, считал, что зависимость пациента от врача должна умень-
Шаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую
он называл трансформацией.
Окончательный разрыв между ними произошел в 1912 г., после
того как Юнг опубликовал свою книгу ≪Символы трансформации≫.
Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но
Он не мог отступить от тех положений, которые считал важными
Для своей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что его
Интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только снови-
Дений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не
Только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую куль-
Туры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к
Одному из важнейших его открытий - существованию коллектив-
ного бессознательного. Его теория, названная аналитической пси-
хологией, изложена им в книгах ≪Психологические типы≫ (1921),
≪Избранные труды по аналитической психологии≫ (1939), ≪Подход
к бессознательному≫ (1961), получивших широкое распространение
И принесших Юнгу заслуженную славу.
Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей -
Коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного
И сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание пред-
Ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то
коллективное бессознательное - своего рода ≪память поколений≫,
То психологическое наследство, с которым ребенок появляется на
свет. Юнг писал, что ≪содержание коллективного бессознательного
Лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей
Сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это
Бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не
принадлежит никому≫.
Содержание коллективного бессознательного состоит из архе-
Типов - форм, организующих и канализирующих психологический
Опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами,
Так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он
Также считал, что архетипы организовывают не только индивиду-
альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе
Мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его
Самосознание). Через актуализацию определенных архетипов куль-
Тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики
Человека.
Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал
Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона
Легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко-
Торые с трудом рефлексируются самим человеком.
Эго является центральным элементом личного сознания, оно как
Бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое,
Формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной
Личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро-
Жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в
Необходимости игнорировать бессознательную часть души.
Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем
Миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона
Включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж-
Ду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и нега-
Тивное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может
Подавить индивидуальность человека, развивать в нем конфор-
Мизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает чело-
Веку среда. В то же время Персона защищает нас от давления сре-
Ды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу че-