Ко знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то

другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической

Единицей. Символ ничего не замещает, но отражает то психологи-

Ческое состояние, которое испытывает человек в данный момент,

Он как бы и есть само это состояние. Поэтому Юнг возражал про-

Тив символической интерпретации снов или ассоциаций, разраба-

Тываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за симво-

Ликой человека в глубь его бессознательного.

Определенные расхождения существовали и по вопросу психо-

Коррекции. Фрейд утверждал, что зависимость пациента от психо-

Терапевта постоянна и не может быть уменьшена, т. е. он придержи-

Вался концепции директивной терапии. В то же время Юнг, хотя и

Поддерживал директивность отношений в начале курса психоте-

Рапии, считал, что зависимость пациента от врача должна умень-

Шаться со временем, особенно в последней фазе терапии, которую

он называл трансформацией.

Окончательный разрыв между ними произошел в 1912 г., после

того как Юнг опубликовал свою книгу ≪Символы трансформации≫.

Разрыв был болезненным для обеих сторон, особенно для Юнга, но

Он не мог отступить от тех положений, которые считал важными

Для своей теории. Постепенно он пришел к мысли о том, что его

Интерпретация символа дает ему ключ к анализу не только снови-

Дений, но и мифов, сказок, религии, искусства. Он исследовал не

Только европейскую, но и индийскую, китайскую, тибетскую куль-

Туры, обращая внимание на их символику. Это и привело Юнга к

Одному из важнейших его открытий - существованию коллектив-

ного бессознательного. Его теория, названная аналитической пси-

хологией, изложена им в книгах ≪Психологические типы≫ (1921),

≪Избранные труды по аналитической психологии≫ (1939), ≪Подход

к бессознательному≫ (1961), получивших широкое распространение

И принесших Юнгу заслуженную славу.

Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей -

Коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного

И сознания. Если индивидуальное бессознательное и сознание пред-

Ставляют собой чисто личностные прижизненные приобретения, то

коллективное бессознательное - своего рода ≪память поколений≫,

То психологическое наследство, с которым ребенок появляется на

свет. Юнг писал, что ≪содержание коллективного бессознательного

Лишь в минимальной степени формируется личностью и в своей

Сущности вообще не является индивидуальным приобретением. Это

Бессознательное - как воздух, которым дышат все и который не

принадлежит никому≫.

Содержание коллективного бессознательного состоит из архе-

Типов - форм, организующих и канализирующих психологический

Опыт индивида. Юнг часто называл архетипы первичными образами,

Так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Он

Также считал, что архетипы организовывают не только индивиду-

альную, но и коллективную фантазию (например, лежат в основе

Мифологии народа, его религии, определяя психологию народа, его

Самосознание). Через актуализацию определенных архетипов куль-

Тура оказывает влияние и на становление индивидуальной психики

Человека.

Основными архетипами индивидуальной психики Юнг считал

Эго, Персону, Тень, Аниму, или Анимус, и Самость. Эго и Персона

Легче поддаются осознанию, чем остальные главные архетипы, ко-

Торые с трудом рефлексируются самим человеком.

Эго является центральным элементом личного сознания, оно как

Бы собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое,

Формируя из них целостное и осознанное восприятие собственной

Личности. При этом Эго стремится противостоять всему, что угро-

Жает хрупкой связности нашего сознания, старается убедить нас в

Необходимости игнорировать бессознательную часть души.

Персона - это та часть нашей личности, которую мы показываем

Миру, какими мы хотим быть в глазах других людей. Персона

Включает в себя и типичные для нас роли, стиль поведения и одеж-

Ду, способы выражения. Персона оказывает и позитивное, и нега-

Тивное влияние на нашу личность. Доминирующая персона может

Подавить индивидуальность человека, развивать в нем конфор-

Мизм, стремление слиться с той ролью, которую навязывает чело-

Веку среда. В то же время Персона защищает нас от давления сре-

Ды, от любопытных взглядов, стремящихся проникнуть в душу че-

Наши рекомендации