Ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что
Вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи-
Ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна-
Ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо-
Бица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию
первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное
Поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему
этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности
Психики различных народов способами прохождения основных
Этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо-
Да за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат
Основой как индивидуальной психики,.так и ментальности данной
Нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть
Теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы
Формирования личности ребенка и развития культуры и общества
В целом.
Если теория культуры не нашла широкого распространения и
Подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со
Временем стал очень популярным.
Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Имен-
Но для объяснения действия этого метода и были созданы осталь-
Ные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из
Того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую-
Щее положение которого он признает безусловно. При этом между
Ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятст-
Венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т. е. появ-
Ляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в
Бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные
Положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его
Невротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим-
Волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента,
Т. е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше.
При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдения-
Ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично
Принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка-
Тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое
Бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздо-
Ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва-
на директивной, в отличие от той, которая основана на равноправ-
Ном отношении пациента и врача.
Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна-
Ние, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими
Скорее истории, чем современной психологии, невозможно не при-
Знать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но
И культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл це-
Лый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом
Его огромная заслуга перед человечеством.
Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай-
Ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками
К. Юнга и А. Адлера.
Аналитическая психология Юнга
Швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875-1961) окончил универси-
Тет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане,
Он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабо-
Раторию. В это же время он познакомился с первыми работами
Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа-
Ло решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в
Одно время считал именно Юнга своим первым учеником и после-
Дователем. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость
Позиций и стремлений, между ними существуют и значительные
Разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия
Были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессозна-
тельного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что ≪не
Только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть
бессознательным≫. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг
Считал либидо обобщенной психической энергией, которая может
Принимать различные формы. Не менее значимыми были и разно-
Чтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что
Символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные
Предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что толь-