Ко индивидуального человека, но и общества. Он писал о том, что

Вождь племени является своего рода его отцом, к которому мужчи-

Ны испытывают эдипов комплекс, стремясь занять его место. Одна-

Ко с убийством вождя в племя приходят вражда, кровь и междоусо-

Бица, оно слабнет, и такой негативный опыт приводит к созданию

первых законов, табу, которые начинают регулировать социальное

Поведение людей. Позднее последователи Фрейда создали систему

этнопсихологических концепций, которая объясняла особенности

Психики различных народов способами прохождения основных

Этапов в развитии либидо. Он писал, в частности, что способы ухо-

Да за младенцем, зафиксированные в культуре общества, служат

Основой как индивидуальной психики,.так и ментальности данной

Нации. Однако дальнейшие исследования не подтвердили эту часть

Теории Фрейда, выявив более сложные и неоднозначные факторы

Формирования личности ребенка и развития культуры и общества

В целом.

Если теория культуры не нашла широкого распространения и

Подтверждения в науке, то метод, разработанный Фрейдом, со

Временем стал очень популярным.

Психоанализ занимал важнейшее место в теории Фрейда. Имен-

Но для объяснения действия этого метода и были созданы осталь-

Ные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из

Того, что врач занимает для пациента место родителя, доминирую-

Щее положение которого он признает безусловно. При этом между

Ними устанавливается канал, по которому происходит беспрепятст-

Венный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т. е. появ-

Ляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в

Бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные

Положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его

Невротического состояния. Этот анализ происходит на основе сим-

Волической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента,

Т. е. следов его вытесненного влечения, о котором говорили выше.

При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдения-

Ми, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично

Принимает. Это внушение, по мнению Фрейда, и обеспечивает ка-

Тарсис, так как, принимая позицию врача, пациент осознает свое

Бессознательное и освобождается от него. Так как основа выздо-

Ровления при этом связана с внушением, такая терапия была назва-

на директивной, в отличие от той, которая основана на равноправ-

Ном отношении пациента и врача.

Хотя не все аспекты теории Фрейда получили научное призна-

Ние, а многие его положения сегодня кажутся принадлежащими

Скорее истории, чем современной психологии, невозможно не при-

Знать, что его идеи повлияли на развитие не только психологии, но

И культуры, искусства, медицины, социологии. Фрейд открыл це-

Лый мир, который лежит за пределами нашего сознания, и в этом

Его огромная заслуга перед человечеством.

Дальнейшее развитие психоанализа связано с именами ближай-

Ших учеников Фрейда, прежде всего с теоретическими поисками

К. Юнга и А. Адлера.

Аналитическая психология Юнга

Швейцарский психолог К.Г.Юнг (1875-1961) окончил универси-

Тет в Цюрихе. Пройдя стажировку у известного психиатра П. Жане,

Он открыл собственную психологическую и психиатрическую лабо-

Раторию. В это же время он познакомился с первыми работами

Фрейда, открыл для себя его теорию. Сближение с Фрейдом оказа-

Ло решающее влияние на его научные взгляды. Сам же Фрейд в

Одно время считал именно Юнга своим первым учеником и после-

Дователем. Однако вскоре выяснилось, что, несмотря на близость

Позиций и стремлений, между ними существуют и значительные

Разногласия, примирить которые им не удалось. Эти разногласия

Были связаны прежде всего с разным подходом к анализу бессозна-

тельного, так как Юнг, в отличие от Фрейда, утверждал, что ≪не

Только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть

бессознательным≫. Не соглашаясь с пансексуализмом Фрейда, Юнг

Считал либидо обобщенной психической энергией, которая может

Принимать различные формы. Не менее значимыми были и разно-

Чтения в толковании сновидений и ассоциаций. Фрейд считал, что

Символы, используемые человеком, замещают другие, вытесненные

Предметы и влечения. В противовес ему Юнг был уверен, что толь-

Наши рекомендации