Сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло
Реализовать ее, в частности, в творческой деятельности. В принци-
Пе Фрейд считал культуру продуктом сублимации и с этой точки
Зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия.
Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней проис-
ходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или
Очищение человека от нее. На основе этого подхода к сублимации
Позднее в психоанализе были разработаны основы терапии искус-
ством - арт-терапии.
Либидозная энергия, которая связана с инстинктом жизни, явля-
Ется также основой развития личности, характера человека, и, исхо-
Дя из закономерностей ее развития, Фрейд создал свою периодиза-
Цию. Он считал, что в процессе жизни человек проходит несколько
Этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо,
Способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уде-
Лял большое внимание тому, каким именно способом происходит
Фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объек-
Тах. На этих основаниях он выделял три больших этапа, разделяю-
Щихся на несколько стадий.
Первый этап- либидо-объект - характерен тем, что ребенок
Нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап
длится до года и носит название оральной стадии, так как удовлетво-
Рение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой
Стадии происходит в том случае, если ребенок в данный период не
смог реализовать свои либидозные желания (например, ему не дава-
Ли соски). Для этого типа личности характерна, с точки зрения
Фрейда, определенная инфантильность, зависимость от взрослых,
Родителей даже в зрелом возрасте. Причем такая зависимость мо-
Жет выражаться как в конформном, так и в негативном поведении.
Второй этап, который длится до начала полового созрева-
ния, называется либидо-субъект и характеризуется тем, что для
Удовлетворения своих инстинктов ребенку не требуется никакой
внешний объект. Иногда Фрейд называл этот этап периодом нарцис-
сизма, считая, что для всех людей, у которых произошла фиксация
На данном этапе, характерна ориентация на себя, стремление ис-
Пользовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и
Желаний, эмоциональная отгороженность от них. Этап нарциссиз-
ма состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится примерно
до трех лет, - анальная, при которой ребенок не только учится опре-
Деленным навыкам туалета, но у него начинает формироваться и
чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует аналь-
ный характер, который характеризуется упрямством, часто жестко-
Стью, аккуратностью и бережливостью.
С трех лет ребенок переходит на следующую, фаллическую ста-
дию, на которой дети начинают осознавать свои сексуальные от-
Личия, интересоваться своими гениталиями. Фаллическую стадию
Фрейд называл критической для девочек, которые впервые начи-
Нают осознавать свою неполноценность в связи с отсутствием у них
пениса. Это открытие, считал он, может привести к позднейшей
Невротизации или агрессивности, которая вообще характерна для
Людей, фиксированных на этой стадии. В этот период растет на-
Пряженность в отношениях с родителями, прежде всего с родителем
Своего пола, которого ребенок боится и к которому ревнует роди-
Теля противоположного пола. Напряженность ослабевает к шести
Годам, когда наступает латентная стадия в развитии либидозного
Влечения. В этот период, который длится до начала полового созре-
Вания, дети обращают большое внимание на учебу, спорт, игры.
Третий этап начинается в подростковом возрасте и назы-
вается, как и первый, либидо-объект, так как для удовлетворения
Либидозного влечения человеку опять необходим партнер. Эту ста-
дию также называют генитальной, так как для разрядки либидоз-
Ной энергии человек ищет способы половой жизни, характерные
Для его пола и типа его личности.
Подчеркивая значение родителей в развитии личности ребенка,
Фрейд писал о том, что именно от них во многом зависит способ
Прохождения этих периодов психического развития, а травмы, по-
Лученные при общении со взрослым в первые годы жизни, являют-
Ся причиной психических и социальных отклонений в поведении,
Которые могут проявиться значительно позднее.
Либидозную энергию Фрейд считал основой развития не толь-