На пользу психоанализу, так как каждая концепция стала ориги-
Нальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в
Психической жизни человека, положив начало собственным шко-
Лам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.
Однако, несмотря на существенную модернизацию многих поло-
Жений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложен-
Ные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следую-
щие положения:
Понимание психического развития как мотивационного, лич-
ностного;
Рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду
Впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью
Враждебную, однако она всегда противостоит конкретному ин-
дивиду;
Движущие силы психического развития всегда врожденные и
Бессознательные и представляют собой психическую энергию, дан-
Ную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к
разрядке (т. е. удовлетворению);
Основные механизмы развития, которые также являются врож-
Денными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем
Детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем
Детстве и травмах, полученных в этом возрасте.
Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы
Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим,
клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-
сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные
Достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время
Как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные
Мотивы. Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологи-
Ческой детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не
Учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, кото-
Рые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.
Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее
В биологического индивида, чем в социального субъекта, обладаю-
Щего собственным, отличным от других, духовным миром.
Фрейд считал открытые им закономерности универсальными
Для всех людей и всех народов. Это относилось и к этапам развития
Личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений,
Развитию комплексов. В то же время уже первые исследования
показали, что, например, эдипов комплекс, который занимал цент-
Ральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее соци-
Альными, чем биологическими, факторами, особенностями воспи-
Тания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между
Родителями и детьми в семье. На это обратили внимание уже Юнг
и Адлер (см. табл. 8), чьи результаты по изучению детских воспо-
Минаний (в том числе и собственных) существенно отличались от
Опыта Фрейда. Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также при-
Шел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и
Другие, не менее значимые мотивы, которые также могут стать ве-
дущими в процессе формирования личности, например стремление
К преодолению своей неполноценности.
Позднее появились и другие факторы, противоречащие поло-
Жениям Фрейда и в области социальной психологии, и в оценке
Женской психики, роли Эго, и в психотерапевтической практике.
Отказ Фрейда от признания возможной вариативности при про-
Ведения психоаналитического сеанса привел к его разрыву даже с
Такими близкими учениками, как В. Райх, О. Ранк, создавшими соб-
Ственные психотерапевтические концепции, хотя в теоретическом
плане они в гораздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от
Фрейда (см. табл. 8).
Разработка различных коррекционных технологий в других на-
Правлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых
Типологий личности, построенных на основе биологических и со-
Циальных различий, стимулировала преодоление усредненного
Подхода к человеку и в глубинной психологии. Этому способство-
Вало также появление данных клинической практики, свидетельст-
Вовавших о недопустимости игнорирования активности и собст-
Венной позиции клиента. Эти факты стимулировали модификацию
Основных постулатов директивной терапии, сделав ее менее жест-
Кой и более индивидуальной.
Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная
Психология, допускала субъективные и невалидизированные спо-
Собы изучения бессознательного, то для научных исследований