На пользу психоанализу, так как каждая концепция стала ориги-

Нальным и самобытным взглядом на бессознательное и его роль в

Психической жизни человека, положив начало собственным шко-

Лам и сохранив лишь относительную связь с исходной теорией.

Однако, несмотря на существенную модернизацию многих поло-

Жений Фрейда, некоторые методологические принципы, заложен-

Ные в его теории, остались неизменными. К ним относятся следую-

щие положения:

Понимание психического развития как мотивационного, лич-

ностного;

Рассмотрение развития как адаптации к среде. Хотя среду

Впоследствии другие психоаналитики не понимали как полностью

Враждебную, однако она всегда противостоит конкретному ин-

дивиду;

Движущие силы психического развития всегда врожденные и

Бессознательные и представляют собой психическую энергию, дан-

Ную в виде влечений или стремлений человека и стремящуюся к

разрядке (т. е. удовлетворению);

Основные механизмы развития, которые также являются врож-

Денными, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем

Детстве. Отсюда интерес психоанализа к воспоминаниям о раннем

Детстве и травмах, полученных в этом возрасте.

Причиной разногласия стали некоторые базовые принципы

Фрейда, которые противоречили и теоретическим, и практическим,

клиническим выводам его последователей. Это, прежде всего, пан-

сексуализм Фрейда, который все стремления человека и культурные

Достижения объяснял только сексуальными влечениями, в то время

Как факты показывали, что существуют и другие, не менее важные

Мотивы. Протест вызывала и переоценка Фрейдом роли биологи-

Ческой детерминации в ущерб культурной. Практически совсем не

Учитывал он и роль социальных и индивидуальных различий, кото-

Рые также оказывают огромное влияние на мотивацию личности.

Это привело к стереотипизации человека, превращению его скорее

В биологического индивида, чем в социального субъекта, обладаю-

Щего собственным, отличным от других, духовным миром.

Фрейд считал открытые им закономерности универсальными

Для всех людей и всех народов. Это относилось и к этапам развития

Личности, и к ее структуре, содержанию бессознательных влечений,

Развитию комплексов. В то же время уже первые исследования

показали, что, например, эдипов комплекс, который занимал цент-

Ральное место в концепции Фрейда, детерминирован скорее соци-

Альными, чем биологическими, факторами, особенностями воспи-

Тания, принятыми в данной культуре, и взаимоотношениями между

Родителями и детьми в семье. На это обратили внимание уже Юнг

и Адлер (см. табл. 8), чьи результаты по изучению детских воспо-

Минаний (в том числе и собственных) существенно отличались от

Опыта Фрейда. Адлер, а вслед за ним и другие ученые, также при-

Шел к выводу, что кроме сексуальных и агрессивных существуют и

Другие, не менее значимые мотивы, которые также могут стать ве-

дущими в процессе формирования личности, например стремление

К преодолению своей неполноценности.

Позднее появились и другие факторы, противоречащие поло-

Жениям Фрейда и в области социальной психологии, и в оценке

Женской психики, роли Эго, и в психотерапевтической практике.

Отказ Фрейда от признания возможной вариативности при про-

Ведения психоаналитического сеанса привел к его разрыву даже с

Такими близкими учениками, как В. Райх, О. Ранк, создавшими соб-

Ственные психотерапевтические концепции, хотя в теоретическом

плане они в гораздо меньшей степени, чем Юнг и Адлер, отошли от

Фрейда (см. табл. 8).

Разработка различных коррекционных технологий в других на-

Правлениях (прежде всего в бихевиоризме), так же как и новых

Типологий личности, построенных на основе биологических и со-

Циальных различий, стимулировала преодоление усредненного

Подхода к человеку и в глубинной психологии. Этому способство-

Вало также появление данных клинической практики, свидетельст-

Вовавших о недопустимости игнорирования активности и собст-

Венной позиции клиента. Эти факты стимулировали модификацию

Основных постулатов директивной терапии, сделав ее менее жест-

Кой и более индивидуальной.

Если клиническая практика, с которой начиналась глубинная

Психология, допускала субъективные и невалидизированные спо-

Собы изучения бессознательного, то для научных исследований

Наши рекомендации