Сти лучше запоминаются, чем реализованные, что состояние на-

Пряжения может вызвать агрессию или тревогу, исследовалась

Также связь между интеллектуальным уровнем человека и его спо-

Собностью к замещению одного действия другим. При этом было

Показано, что умственно отсталые люди совершенно не способны

К замещению.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая

В данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы,

Существующие только в сознании ребенка, могут определять его

Деятельность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает

Возможность человеку преодолеть непосредственное влияние поля,

окружающих предметов, ≪встать над полем≫, как писал Левин.

Такое поведение он называл волевым, в отличие от полевого, кото-

Рое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного ок-

ружения. В книге ≪Теория поля и обучение≫ (1942) Левин раскрыл

содержание важного для него понятия временной перспективы,

Которая определяет поведение человека в жизненном пространстве

И служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и

Будущего. Появление временной перспективы позволяет людям

Преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в

Тех случаях, когда они находятся в ситуации выбора. Демонстрируя

Трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давление

Поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в

его фильм ≪Хана садится на камень≫. В нем, в частности, был за-

Снят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понра-

Вившегося ей предмета, и это мешало ей достать его, так как для

Этого нужно было повернуться к нему спиной.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории

конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: ≪стремле-

ние-стремление≫, ≪избегание-избегание≫, ≪стремление-избегание≫.

В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что

Искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать

Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрес-

Сии - против себя, других, ситуации.

Работы Левина раскрывали и значение системы воспитательных

Приемов для формирования личности ребенка, развития у него

Способности к разрешению этих конфликтов. Рассматривая систе-

Мы применяемых взрослым наказаний и поощрений, Левин писал,

Что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка за-

Дания дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся

Между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентно-

Стью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или

принять наказание, или выполнить неприятное задание, однако на-

Много легче для него постараться выйти из поля, пусть даже в иде-

альном плане, в плане фантазии. Поэтому система наказаний, с

Точки зрения Левина, не способствует развитию волевого поведе-

Ния, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей.

Более позитивна система поощрений, так как в этом случае за барь-

Ером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует

Предмет, вызывающий положительные эмоции, что помогает детям

выполнить неприятное задание. Однако наиболее оптимальна си-

Стема, при которой детям дается возможность выстроить времен-

Ную перспективу с тем, чтобы снять барьеры данного поля и пока-

зать им значение трудного в данный момент задания, превратив

Тем самым отрицательную валентность в положительную.

Эксперименты Левина показали необходимость не только цело-

Стного, но и адекватного понимания себя. Открытые им понятия

уровня притязаний и аффекта неадекватности, который проявля-

Ется при попытках доказать человеку неадекватность, неправиль-

Ность его представлений о себе, сыграли огромную роль в психо-

Логии личности, в понимании причин отклоняющегося поведения

И его коррекции. При этом Левин подчеркивал, что отрицатель-

Ное влияние на поведение имеют и завышенный и заниженный

Уровень притязаний, так как в обоих случаях нарушается возмож-

Ность установления устойчивого равновесия со средой.

Работы Левина позволили проанализировать факторы, лежа-

Щие в основе волевого, собственно личностного поведения чело-

Века, позволяющие ему преодолеть давление среды, других людей,

Обстоятельств. Ведущими факторами оказались интеллектуальная

Активность и адекватность представлений о себе, обеспечивающие

Наши рекомендации