Из основателей европейского функционализма - К. Штумпфа. На-
Ряду с психологическим Келер получил физико-математическое
образование, его учителем был создатель теории квантов Макс
Планк, который привил Келеру не только любовь к физике, но и
Убеждение в том, что любая наука, в том числе и психология,
Должна строиться на безусловных и объективных основаниях.
После встречи с Максом Вертгеймером Келер стал одним из его
Горячих сторонников и сподвижником в разработке основ нового
Психологического направления. За несколько месяцев до начала
Первой мировой войны Келер, по предложению Прусской акаде-
Мии наук, отправился на испанский остров Тенериф (на Канарских
Островах) для изучения поведения шимпанзе. С началом войны он
Был интернирован и, оставшись на Тенерифе, продолжал свои
исследования, которые легли в основу его знаменитой книги ≪Иссле-
дование интеллекта человекообразных обезьян≫ (1917). После вой-
ны Келер вернулся в Берлинский университет, в котором в это вре-
Мя работали и другие члены научного содружества - Вертгеймер,
Коффка, Левин. Он возглавил кафедру психологии, которую до
Него занимал его учитель К. Штумпф. Таким образом, Берлинский
университет стал центром гештальтпсихологии. В 1933 г. Келер,
Как и многие другие немецкие ученые, эмигрировал в США, где
Продолжил научную работу, хотя наиболее плодотворный период
Его деятельности, как и других гештальтпсихологов, связан с бер-
Линским периодом.
Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллек-
Та шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - от-
крытию инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуаль-
Ное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал
Такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения
Цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совер-
Шали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы
Двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части
Обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое,
которое было необходимо для решения проблемы (например, при
Помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить
Длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во
Второй части полученное орудие использовалось для достижения
искомой цели, например для получения банана, находящегося дале-
Ко от обезьяны.
Эксперимент должен был помочь понять, каким способом ре-
Шается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения
(по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели бла-
Годаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Экспе-
Рименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по
Второму пути, т. е. происходит мгновенное схватывание ситуации
И верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта,
Он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую
Ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предме-
Тов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет
к образованию нового гештальта, осознание которого составляет
суть мышления. Келер называл этот процесс ≪переструктурирова-
нием гештальта≫ и считал, что такое переструктурирование проис-
Ходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но
Только от способа расположения предметов в поле. Именно это
Переструктурирование и происходит в момент инсайта.
Доказывая универсальность открытого им способа решения за-
Дач, Келер по возвращении в Германию провел серию эксперимен-
Тов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал
Детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась
перед обезьянами, например, им предлагалось достать машинку,
Которая была расположена высоко на шкафу. Для того чтобы ее
Достать, детям надо было использовать разные предметы - лесен-
Ку, ящик или стул. Оказалось, что, если в комнате была лестница,
Дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том
Случае, если надо было догадаться использовать ящик, но наи-
большие затруднения вызывал вариант, при котором не было дру-
Гих предметов в комнате, кроме стула, который надо было отодви-
Нуть от стола и использовать как подставку. Келер объяснял эти
Результаты тем, что лестница с самого начала осознается функ-
Ционально как предмет, помогающий достать что-то, расположен-