Из основателей европейского функционализма - К. Штумпфа. На-

Ряду с психологическим Келер получил физико-математическое

образование, его учителем был создатель теории квантов Макс

Планк, который привил Келеру не только любовь к физике, но и

Убеждение в том, что любая наука, в том числе и психология,

Должна строиться на безусловных и объективных основаниях.

После встречи с Максом Вертгеймером Келер стал одним из его

Горячих сторонников и сподвижником в разработке основ нового

Психологического направления. За несколько месяцев до начала

Первой мировой войны Келер, по предложению Прусской акаде-

Мии наук, отправился на испанский остров Тенериф (на Канарских

Островах) для изучения поведения шимпанзе. С началом войны он

Был интернирован и, оставшись на Тенерифе, продолжал свои

исследования, которые легли в основу его знаменитой книги ≪Иссле-

дование интеллекта человекообразных обезьян≫ (1917). После вой-

ны Келер вернулся в Берлинский университет, в котором в это вре-

Мя работали и другие члены научного содружества - Вертгеймер,

Коффка, Левин. Он возглавил кафедру психологии, которую до

Него занимал его учитель К. Штумпф. Таким образом, Берлинский

университет стал центром гештальтпсихологии. В 1933 г. Келер,

Как и многие другие немецкие ученые, эмигрировал в США, где

Продолжил научную работу, хотя наиболее плодотворный период

Его деятельности, как и других гештальтпсихологов, связан с бер-

Линским периодом.

Первые работы Келера, посвященные исследованию интеллек-

Та шимпанзе, привели его к наиболее значимому открытию - от-

крытию инсайта (озарения). Исходя из того, что интеллектуаль-

Ное поведение направлено на решение проблемы, Келер создавал

Такие ситуации, в которых подопытное животное для достижения

Цели должно было найти обходные пути. Операции, которые совер-

Шали обезьяны для решения поставленной задачи, были названы

Двухфазными, так как состояли из двух частей. В первой части

Обезьяне нужно было при помощи одного орудия получить другое,

которое было необходимо для решения проблемы (например, при

Помощи короткой палки, которая находилась в клетке, получить

Длинную, находящуюся на некотором расстоянии от клетки). Во

Второй части полученное орудие использовалось для достижения

искомой цели, например для получения банана, находящегося дале-

Ко от обезьяны.

Эксперимент должен был помочь понять, каким способом ре-

Шается задача - происходит ли слепой поиск правильного решения

(по типу метода проб и ошибок) или обезьяна достигает цели бла-

Годаря спонтанному схватыванию отношений, пониманию. Экспе-

Рименты Келера доказывали, что мыслительный процесс идет по

Второму пути, т. е. происходит мгновенное схватывание ситуации

И верное решение поставленной задачи. Объясняя феномен инсайта,

Он доказывал, что в тот момент, когда явления входят в другую

Ситуацию, они приобретают новую функцию. Соединение предме-

Тов в новых сочетаниях, связанных с их новыми функциями, ведет

к образованию нового гештальта, осознание которого составляет

суть мышления. Келер называл этот процесс ≪переструктурирова-

нием гештальта≫ и считал, что такое переструктурирование проис-

Ходит мгновенно и не зависит от прошлого опыта субъекта, но

Только от способа расположения предметов в поле. Именно это

Переструктурирование и происходит в момент инсайта.

Доказывая универсальность открытого им способа решения за-

Дач, Келер по возвращении в Германию провел серию эксперимен-

Тов по исследованию процесса мышления у детей. Он предлагал

Детям проблемную ситуацию, сходную с той, которая ставилась

перед обезьянами, например, им предлагалось достать машинку,

Которая была расположена высоко на шкафу. Для того чтобы ее

Достать, детям надо было использовать разные предметы - лесен-

Ку, ящик или стул. Оказалось, что, если в комнате была лестница,

Дети быстро решали предложенную задачу. Сложнее было в том

Случае, если надо было догадаться использовать ящик, но наи-

большие затруднения вызывал вариант, при котором не было дру-

Гих предметов в комнате, кроме стула, который надо было отодви-

Нуть от стола и использовать как подставку. Келер объяснял эти

Результаты тем, что лестница с самого начала осознается функ-

Ционально как предмет, помогающий достать что-то, расположен-

Наши рекомендации