Приятие цвета. Вначале дети воспринимают окружающее только
Как окрашенное или неокрашенное, без различения цветов. При
Этом неокрашенное воспринимается как фон, а окрашенное - как
Фигура. Постепенно окрашенное делится на теплое и холодное, а
в окружающем дети выделяют уже несколько наборов фигура-фон:
Неокрашенное - окрашенное теплое, неокрашенное - окрашенное
Холодное. Они воспринимаются как несколько разных образов, на-
пример: окрашенное холодное (фон) - окрашенное теплое (фигура)
или окрашенное теплое (фон) - окрашенное холодное (фигура).
Таким образом, единый прежде гештальт превращается в четыре,
Уже более точно отражающие цвет. Со временем и эти образы
дробятся, например, в теплом выделяются желтый и красный цвета,
А в холодном - зеленый и синий. Этот процесс происходит в течение
Длительного времени, пока наконец ребенок не начинает правильно
Воспринимать все цвета. На основании этих экспериментальных
Данных Коффка пришел к выводу о том, что в развитии восприятия
Большую роль играет сочетание фигуры и фона, на котором демон-
Стрируется данный предмет.
Он доказывал, что развитие цветового зрения основано на
Восприятии сочетания фигура-фон, на их контрасте. Позже дан-
ный закон, получивший название закона транспозиции, был доказан
И Келером. Этот закон гласил, что люди воспринимают не сами
Цвета, но их отношения. Так, в опыте Коффки детям предлагалось
Найти конфетку, которая была в одной из двух прикрытых цветной
Картонкой чашек. Конфетка всегда лежала в чашке, которая была
Закрыта темно-серой картонкой, в то время как под черной кон-
Фетки никогда не было. В контрольном эксперименте детям надо
Было выбрать не между черной и темно-серой крышками, как они
Привыкли, а между темно-серой и светло-серой. В том случае, если
Бы они воспринимали чистый цвет, они выбрали бы привычную
Темно-серую крышку, однако дети выбирали светло-серую, так как
Ориентировались не на чистый цвет, но на соотношение цветов,
Выбирая более светлый оттенок. Аналогичный опыт был проведен
И с животными (курами), которые также воспринимали только со-
Четания цветов, а не сам цвет.
Обобщающие результаты своего исследования восприятия Коф-
фка изложил в работе ≪Принципы гештальтпсихологии≫ (1935).
В этой книге анализируется множество феноменов перцепции, ко-
торые относятся к 24 различным ≪законам≫, описываются свойст-
Ва и процесс формирования восприятия, на основании которых он
Сформулировал теорию восприятия, не потерявшую значения и в
Настоящее время.
Исследованием развития восприятия у детей занимался еще один
ученый (представитель Лейпцигской группы гештальтпсихологов) -
Г. Фолькельт. Особое внимание он уделял изучению детских ри-
Сунков. Большой интерес представляют его эксперименты по иссле-
Дованию рисования геометрических фигур детьми разного возра-
Ста. Так, при рисовании конуса 4-5-летние дети рисовали рядом
Круг и треугольник. Фолькельт объяснял это тем, что у них еще нет
Адекватного данной фигуре образа, а потому в рисунке они поль-
Зуются двумя похожими гештальтами. Со временем происходит их
Интеграция и уточнение, благодаря чему дети начинают рисовать
Не только плоскостные, но и объемные фигуры. Фолькельт прово-
Дил сравнительный анализ рисунков тех предметов, которые дети
Видели, и тех, которые они не видели, а только ощупывали. При
этом оказалось, что в том случае, когда дети ощупывали, например,
Закрытый платком кактус, они рисовали только колючки, переда-
Вая свое общее ощущение от предмета, а не его форму. Иными
Словами, происходило, как и доказывали гештальтпсихологи, схва-
тывание целостного образа предмета, его ≪хорошей≫ формы, а за-
тем его ≪просветление≫ и дифференциация. Эти исследования геш-
Тальтпсихологов имели большое значение для отечественных работ
По исследованию зрительного восприятия в школе Запорожца и
привели психологов этой школы (Запорожца, Венгера) к мысли о
Том, что в процессе восприятия существуют определенные образы -
Сенсорные эталоны, которые лежат в основе восприятия и узнава-
Ния предметов.
Такой же переход от схватывания общей ситуации к ее диффе-
Ренциации происходит и в интеллектуальном развитии, доказывал
В.Келер (1887-1967). Свою научную деятельность он начинал в
Берлинском университете, обучаясь у известного психолога, одного