Ризма несомненен и признается всеми учеными, считающими его
Наиболее значительной фигурой этого направления в конце XX в.
* * *
Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в
США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, не-
Смотря на различные (и часто серьезные) критические замечания
Со стороны представителей других направлений. Хотя в течение
Последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов
Бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой
Школы остались неизменными. Это идея о преимущественно при-
Жизненном характере психики (хотя в настоящее время признается
и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости иссле-
Довать главным образом доступные эксперименту и наблюдению
реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение
Не отрицается), а также убежденность в возможности воздейство-
Вать на процесс формирования психики рядом продуманных тех-
Нологий.
Уверенность в необходимости и возможности направленного
Обучения, формирующего определенный тип личности, а также ме-
Тоды, осуществляющие процесс научения, являются одним из са-
Мых важных достоинств этого направления. Теории научения (опе-
Рантного, социального, ролевого), а также различные тренинги,
Позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только
Жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в
Мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.
Общая характеристика гештальтпсихологии
Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло
В начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами
М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина, заложивших
Методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой
раскрывались принципы гештальтпсихологии, - ≪Эксперимен-
тальные исследования видимого движения≫ - была опубликована
в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления
Произошло уже после Первой мировой войны.
Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целост-
Ные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабаты-
Вая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие
От других психологических направлений (психоанализа, бихевио-
ризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, пред-
Ставители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предме-
Том психологической науки является исследование содержания пси-
Хики, познавательных процессов, а также структуры и динамики
Развития личности.
Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет
Психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала
Прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процес-
Сов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе пси-
Хики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигу-
Ры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств
Их частей.
Таким образом, опровергалось прежнее представление о том,
Что развитие психики основывается на формировании все новых
Ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы
Между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась
Новая идея о том, что познание связано с процессом изменения,
Трансформации целостных гештальтов, которые определяют харак-
Тер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие
Представители данного направления уделяли значительное внима-
Ние проблеме психического развития, так как само развитие отож-
Дествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя
Из этого, в результатах исследования генезиса психических функций
Они видели доказательство правильности своих постулатов.
Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на
Экспериментальном исследовании познавательных процессов. Не-
Обходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила
Существенное внимание на разработку новых, объективных экспе-
Риментальных методов исследования психики. Кроме того, это
Была первая (и долгое время практически единственная) школа,
Которая начала строго экспериментальное изучение структуры и
Качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глу-
Бинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни
Экспериментальным.