Ризма несомненен и признается всеми учеными, считающими его

Наиболее значительной фигурой этого направления в конце XX в.

* * *

Бихевиоризм стал ведущей психологической школой XX в. в

США. Свое значение он не потерял и до настоящего времени, не-

Смотря на различные (и часто серьезные) критические замечания

Со стороны представителей других направлений. Хотя в течение

Последних 60 лет произошла серьезная модификация принципов

Бихевиоризма, заложенных Уотсоном, основные постулаты этой

Школы остались неизменными. Это идея о преимущественно при-

Жизненном характере психики (хотя в настоящее время признается

и наличие врожденных элементов), мысль о необходимости иссле-

Довать главным образом доступные эксперименту и наблюдению

реакции (хотя содержание внутренних переменных и их значение

Не отрицается), а также убежденность в возможности воздейство-

Вать на процесс формирования психики рядом продуманных тех-

Нологий.

Уверенность в необходимости и возможности направленного

Обучения, формирующего определенный тип личности, а также ме-

Тоды, осуществляющие процесс научения, являются одним из са-

Мых важных достоинств этого направления. Теории научения (опе-

Рантного, социального, ролевого), а также различные тренинги,

Позволяющие корректировать поведение, обеспечили не только

Жизненность бихевиоризма в США, но и его распространение в

Мире, хотя широкого признания в Европе эта школа не получила.

Общая характеристика гештальтпсихологии

Гештальтпсихологическое направление в психологии возникло

В начале 20-х годов в Германии. Его создание связано с именами

М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина, заложивших

Методологию этой школы. Первая работа Вертгеймера, в которой

раскрывались принципы гештальтпсихологии, - ≪Эксперимен-

тальные исследования видимого движения≫ - была опубликована

в 1912 г., однако окончательное оформление нового направления

Произошло уже после Первой мировой войны.

Гештальтпсихология, как уже отмечалось, исследовала целост-

Ные структуры, из которых состоит психическое поле, разрабаты-

Вая новые экспериментальные методы. Таким образом, в отличие

От других психологических направлений (психоанализа, бихевио-

ризма), кардинально пересмотревших предмет психологии, пред-

Ставители гештальтпсихологии по-прежнему считали, что предме-

Том психологической науки является исследование содержания пси-

Хики, познавательных процессов, а также структуры и динамики

Развития личности.

Однако, оставив практически в неприкосновенности предмет

Психологии, гештальтпсихология существенно трансформировала

Прежнее понимание структуры сознания и когнитивных процес-

Сов. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе пси-

Хики лежат не отдельные элементы сознания, но целостные фигу-

Ры - гештальты, свойства которых не являются суммой свойств

Их частей.

Таким образом, опровергалось прежнее представление о том,

Что развитие психики основывается на формировании все новых

Ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы

Между собой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалась

Новая идея о том, что познание связано с процессом изменения,

Трансформации целостных гештальтов, которые определяют харак-

Тер восприятия внешнего мира и поведения в нем. Поэтому многие

Представители данного направления уделяли значительное внима-

Ние проблеме психического развития, так как само развитие отож-

Дествлялось ими с ростом и дифференциацией гештальтов. Исходя

Из этого, в результатах исследования генезиса психических функций

Они видели доказательство правильности своих постулатов.

Идеи, развиваемые гештальтпсихологами, основывались на

Экспериментальном исследовании познавательных процессов. Не-

Обходимо подчеркнуть, что эта школа одна из первых обратила

Существенное внимание на разработку новых, объективных экспе-

Риментальных методов исследования психики. Кроме того, это

Была первая (и долгое время практически единственная) школа,

Которая начала строго экспериментальное изучение структуры и

Качеств личности, так как метод психоанализа, используемый глу-

Бинной психологией, нельзя было считать ни объективным, ни

Экспериментальным.

Наши рекомендации