Чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких си-
Туациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или
Даже фатальным последствиям.
Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного
подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других
Людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значи-
Тельную роль в социальном научении играют когнитивные процес-
Сы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления,
Предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого,
Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он
Обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают
людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом
Решают проблемы, аналогичные тем, что встают перед самим субъ-
Ектом. Большое распространение имеет подражание людям, зани-
Мающим высокое положение. При этом более доступным, т.е. бо-
Лее простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосред-
Ственно контактирует, подражают чаще.
Исследования показали, что дети, как правило, подражают сна-
Чала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успе-
Ху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок.
Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому
Поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они
усваивают новые модели поведения как бы ≪про запас≫.
Особую роль в формировании образцов поведения играют сред-
Ства массовой информации, распространяющие символические мо-
Дели в широком социальном пространстве.
Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, осо-
Бенно у детей. Так, отцы сверхагрессивных подростков служат им
Образцом такого поведения, поощряя их к проявлениям агрессии
Вне дома. Исследования Бандуры и его первого аспиранта Р. Уол-
Терса причин агрессивности в семье продемонстрировали роли
Вознаграждения и подражания в формировании определенных мо-
Делей поведения у детей. При этом Уолтере пришел к выводу о том,
Что разовые подкрепления более эффективны (во всяком случае при
Развитии агрессии), чем постоянное.
В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы само-
подкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности,
Умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали,
Что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутрен-
Ними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекват-
Ности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности
Легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более
Успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эф-
Фективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препят-
Ствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит
К выводу, что наиболее значимым механизмом персонального дей-
Ствия является ощущаемая человеком эффективность попыток
Контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.
Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и
других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения.
Были разработаны планы занятий, направленных на снижение
Агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по
Минут каждый, проводимых индивидуально или группой. На
Индивидуальных занятиях обсуждаются альтернативы агрессивно-
Му поведению, используются видеофильмы, проблемные игры. На
групповых занятиях проигрываются различные варианты поведе-
Ния с помощью ролевой игры в близких к жизни ситуациях. Кроме
того, в занятиях участвовал ≪образцовый ребенок≫, который уже
≪приобрел набор хорошо скорректированных навыков социально-
го поведения≫ и поведению которого начинают подражать дети.
Бандура также является автором психотерапевтического мето-
да, получившего название ≪систематической десенсибилизации≫.
При этом люди наблюдают за поведением ≪модели≫ в таких ситуа-
Циях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство на-
пряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутст-
Вии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает
Стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у кли-
Ента. Эти методы нашли широкое применение не только в образо-
Вании или лечении, но и в бизнесе, помогая адаптации к сложным
Производственным ситуациям.
Вклад Бандуры в развитие и современную модификацию бихевио-