Рии, сдерживание слабых проявлений агрессивности (которые яви-
Лись результатом прошлых фрустраций) может привести к их сло-
Жению и создать очень мощную агрессивность. Доллард также
Предположил, что все фрустрации, которые переживаются в детс-
Ком возрасте и которые, согласно фрустрационной теории, всегда
Ведут к агрессии, могут привести к агрессивности в зрелом возрасте.
Однако в настоящее время это широко распространенное мнение
Подвергается сомнению и считается спорным.
Лучшим своим трудом Доллард считал книгу ≪Личность и пси-
хотерапия≫ (1950), написанную в соавторстве с Н. Миллером.
Научные интересы Н.Миллера (р. 1909) были связаны с разра-
Боткой проблем мотивации, влечений и природы подкрепления.
В его экспериментах, направленных на исследование мотивации,
Были изучены различные виды инструментального научения, свя-
Занные с удовлетворением основных человеческих потребностей.
Разработанные им принципы обучения социально-адаптивному
Поведению легли в основу его концепции психотерапии, рассмат-
Риваемой как процесс приобретения более адаптивных социальных
И личных навыков. Работы Миллера лишили психотерапию сугубо
Медицинской ауры и обеспечили ей рациональное обоснование,
Базирующееся на принципах бихевиорального научения.
В своих совместных книгах ≪Социальное научение и имитация≫
(1941), ≪Личность и психотерапия≫ Доллард и Миллер предприняли
попытку интерпретации основных понятий Фрейда {зависимость,
агрессия, идентификация, совесть) в терминах теории научения.
Доллард и Миллер стремились создать психотерапию, основанную
На принципах теории социального научения; этому предмету была
Посвящена большая часть исследований Долларда в 50-х годах
XX в. В их работах впервые были разработаны основы концепции
Социального научения, включающей понятие навыка, заложившей
Фундамент для теории социального научения 60-х годов.
Одним из первых термин социальное научение использовал
Д.Б.Роттер (р. 1916). Он специализировался в области химии, но
Интерес к психологии и встреча с А.Адлером привели его в аспи-
рантуру университета в Иллинойсе. После службы в качестве военно-
Го психолога во время Второй мировой войны он занимался науч-
ной и преподавательской работой в различных университетах США.
Главные исследования Роттера связаны с изучением индивиду-
Альных различий в представлениях людей об источниках подкреп-
Ления. Эти представления зависят от того, на кого люди возлагают
ответственность за происходящее с ними. Он ввел понятие ожида-
ния, т.е. уверенности (или субъективной вероятности) в том, что
Определенное поведение в данной психологической ситуации бу-
Дет подкреплено. Часть людей уверена, что они могут повлиять на
получаемые подкрепления, и это люди с интернальным {внутрен-
ним) локусом контроля. Другая часть считает, что подкрепления -
дело случая или судьбы, это люди с экстернальным локусом кон-
Троля.
Работы Роттера показали, что люди с внутренним локусом конт-
Роля не только более успешны, но и более здоровы и душевно, и
Физически. Было показано также, что локус контроля закладыва-
Ется в детстве и в значительной мере определяется стилем воспита-
ния. Роттер разработал широко применяемый тест ≪Шкала интер-
нальности-экстернальности≫, а также ряд других популярных лич-
Ностных тестов.
Наиболее значительные труды в области социального научения
Принадлежат А. Бандуре (1925-1988). Бандура родился и получил
среднее образование в Канаде, затем переехал в США, где окончил
университет Айовы, получив в 1952 г. докторскую степень по кли-
Нической психологии. С 1953 г. он начал работу в Стэндфордском
университете, где познакомился с трудами Миллера и Долларда,
Оказавшими на него значительное влияние.
В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на
Проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес
Привел к программе исследований, посвященной изучению меха-
низмов обучения. Начав с методологии ≪стимул-реакция≫, он при-
Шел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не
Вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объ-
Ясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных ис-
Следований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требу-
Ется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на