Уотсоном и Торндайком взгляды на социогенетическую природу
Психического развития, т.е. исходил из того, что развитие есть
Научение, которое обусловливается внешними стимулами. Однако
От констатации Скиннер перешел к разработке методов целена-
Правленного обучения и управления поведением, а потому в пси-
Хологии он остался в первую очередь как теоретик обучения, раз-
Работавший различные программы обучения и коррекции пове-
дения. Его методы изложены в работах ≪Наука и человеческое
поведение≫ (1953), ≪Технология обучения≫ (1968).
На основе представления о том, что не только умения, но и зна-
Ния представляют собой вариации поведения, Скиннер разработал
его особый вид - оперантное поведение. В принципе он исходил из
Того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и
Разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к фор-
Мированию рефлексов с подходом И.Павлова, он подчеркивал
Существенные различия между ними. Условный рефлекс, форми-
руемый в экспериментах Павлова, он называл стимульным пове-
дением, так как он связан с ассоциацией между разными стимулами
И не зависит от собственной активности субъекта. Так, собаке по
Звонку всегда дается мясо независимо от того, что она в этот мо-
Мент делает. Таким образом, возникает ассоциация между мясом
И звонком, в ответ на который наблюдается слюноотделение. Одна-
Ко, подчеркивал Скиннер, такая реакция быстро формируется, но
И быстро исчезает без подкрепления, она не может быть основой
Постоянного поведения субъекта.
В противовес этому подходу при оперантном обучении подкре-
Пляется не стимул, а поведение, операции, которые совершает субъ-
Ект в данный момент и которые приводят к нужному результату.
Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция при этом
Разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приво-
Дящих к нужной цели. Так, при обучении голубя сложной реакции -
Выходу из клетки при помощи нажатия клювом на рычаг Скиннер
Подкреплял каждое движение голубя в нужном направлении, доби-
Ваясь безошибочного выполнения этой сложной операции. Такой
Подход к формированию нужной реакции имел большие преиму-
Щества по сравнению с традиционным. Прежде всего это поведение
Было намного устойчивей, оно очень медленно угасало даже при
Отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что
Даже одноразовое подкрепление может иметь значительный эф-
Фект, так как при этом устанавливается, пусть и случайная, связь
Между реакцией и появлением стимула. Если стимул был значимым
Для индивида, он будет пытаться повторить реакцию, которая при-
Несла ему успех. Такое поведение Скиннер называл суеверным,
Указывая на его значительную распространенность.
Не меньшее значение имеет и тот факт, что обучение при опе-
Рантном обусловливании идет быстрее и проще. Это связано с тем,
Что экспериментатор имеет возможность наблюдать не только за
Конечным результатом (продуктом), но и за процессом выполне-
Ния действия (ведь оно разложено на составляющие, реализуемые
в заданной последовательности). Фактически происходит экстерио-
ризация (переход во внешний план) не только исполнения, но и ори-
Ентировки и контроля за действием. Ведь подкрепляя правильное
Действие нужным стимулом, учитель демонстрирует ребенку, на
Какие элементы ситуации ему надо обращать внимание, а также
Что и в каком порядке с ними делать. Иными словами, детям дают-
Ся схема ориентировки и схема действия, причем учитель имеет
Возможность наблюдать процесс усвоения этих схем.
Особенно важно, что такой подход возможен при обучении не
Только определенным навыкам, но и знаниям. Разработанный
Скиннером метод программного обучения позволял оптимизиро-
Вать учебный процесс, разработать корректирующие программы
Для неуспевающих и умственно отсталых детей. Эти программы
Имели огромные преимущества перед традиционными программа-
Ми обучения, так как давали возможность учителю контролировать
И в случае необходимости исправлять процесс решения задачи,
Мгновенно замечать ошибку учащегося. Кроме того, эффектив-
Ность и безошибочность выполнения повышали мотивацию учения,
Активность учащихся. Наблюдение за процессом решения также
Позволяло индивидуализировать процесс обучения в зависимости