Что плохое обучение, невнимание или излишняя авторитарность
Взрослых приводят к тому, что ребенок не может справиться с тем
Лабиринтом - окружающим миром, в котором он вынужден жить.
Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил
особый тип научения, которое было названо латентным (скры-
тым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда под-
Крепление отсутствует. Тем не менее оно способно изменять пове-
Дение, о чем говорят последующие реакции организма. Так, в опы-
Тах Толмена не нуждающиеся в еде и питье крысы, попадая в лаби-
Ринт, обучались, что выяснилось в последующем, когда они быстро
Находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации по-
Требности.
Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихе-
Виористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма
К среде. Среди этих факторов следует особо выделить целевую ре-
Гуляцию действий живых существ, их способность к активной по-
Знавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выра-
Ботке двигательных навыков.
После экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность
Прежних воззрений на поведение. Потребовались их пересмотр и
Специальное изучение объективными методами проблем, которые
Прежняя психология считала доступными только для внутреннего
Наблюдения самим субъектом. Толмен был крупным психологом,
Однако ему не удалось в полной мере использовать свои откры-
Тия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-
Х годах.
В 40-50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма
Стала концепция К. Халла. Халл начинал свою деятельность как
Горный инженер, но, переболев полиомиелитом, остался инвалидом
И был вынужден искать другую работу. Прочитав книгу В. Джемса,
Он увлекся психологией и решил посвятить себя этой науке. Он
Стремился придать психологии стройность и точность, свойствен-
ные физико-математическим дисциплинам. Халл считал, что в пси-
Хологии следует выдвинуть несколько общих теорем (как в геомет-
рии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их эксперимен-
Тальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся,
Преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход
получил название гипотетико-дедуктивного метода. Халл опирал-
Ся в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, счи-
Тая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует
Придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необхо-
Димы определенные физиологические потребности.
Под влиянием работ Торндайка Халл в центр своей теории нау-
чения поставил его ≪закон эффекта≫. Он доказывал, что из всех
Факторов наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция
Потребности. Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка
Больше. Что касается величины редукции потребности, то она
Определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того,
Сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреп-
Лением, а также от интервала между условным раздражителем и
Реакцией.
В своей теории Халл выделил понятия первичного и вторичного
подкрепления. Первичным подкреплением является, например, пища
Для голодного организма или удар электрическим током, вызы-
Вающий прыжок у крысы. Соединение первичного раздражителя с
Первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функ-
цию. Например, определенное положение младенца на руках у
Матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкре-
Пление), становится вторичным подкреплением. Халл полагал, что
Можно строго научно объяснить поведение организма без обраще-
Ния к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным
Компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно
такого образования, как потребность. Если в одном из коридоров
Лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то ха-
Рактер его движений однозначно определяется потребностью, и
Больше ничем.
Хотя в концепции Халла потребность можно рассматривать в
Качестве промежуточной переменной, опосредующей связь между
Стимулом и реакцией, сама схема поведения в его теории напоми-
Нала скорее уотсоновскую, чем толменовскую, так как изучался не
Целостный организм, а отдельные, атомарные поведенческие акты.
В своих работах ≪Принципы поведения≫ (1943) и ≪Системы по-
ведения≫ (1952) Халл первым поставил вопрос о возможности моде-