Что плохое обучение, невнимание или излишняя авторитарность

Взрослых приводят к тому, что ребенок не может справиться с тем

Лабиринтом - окружающим миром, в котором он вынужден жить.

Уделяя большое внимание вопросам научения, Толмен выделил

особый тип научения, которое было названо латентным (скры-

тым). Скрытое, ненаблюдаемое научение имеет место, когда под-

Крепление отсутствует. Тем не менее оно способно изменять пове-

Дение, о чем говорят последующие реакции организма. Так, в опы-

Тах Толмена не нуждающиеся в еде и питье крысы, попадая в лаби-

Ринт, обучались, что выяснилось в последующем, когда они быстро

Находили нужный стимул (еду, воду) в момент актуализации по-

Требности.

Теория Толмена побудила пересмотреть прежние взгляды бихе-

Виористов на факторы, которые регулируют адаптацию организма

К среде. Среди этих факторов следует особо выделить целевую ре-

Гуляцию действий живых существ, их способность к активной по-

Знавательной работе даже в тех случаях, когда речь идет о выра-

Ботке двигательных навыков.

После экспериментов Толмена стала очевидной недостаточность

Прежних воззрений на поведение. Потребовались их пересмотр и

Специальное изучение объективными методами проблем, которые

Прежняя психология считала доступными только для внутреннего

Наблюдения самим субъектом. Толмен был крупным психологом,

Однако ему не удалось в полной мере использовать свои откры-

Тия, оказавшиеся слишком сложными и преждевременными в 20-

Х годах.

В 40-50-е годы одной из ведущих концепций необихевиоризма

Стала концепция К. Халла. Халл начинал свою деятельность как

Горный инженер, но, переболев полиомиелитом, остался инвалидом

И был вынужден искать другую работу. Прочитав книгу В. Джемса,

Он увлекся психологией и решил посвятить себя этой науке. Он

Стремился придать психологии стройность и точность, свойствен-

ные физико-математическим дисциплинам. Халл считал, что в пси-

Хологии следует выдвинуть несколько общих теорем (как в геомет-

рии Евклида или механике Ньютона), подвергнуть их эксперимен-

Тальной проверке и в случае, если они опытом не подтвердятся,

Преобразовать их в более адекватные положения. Такой подход

получил название гипотетико-дедуктивного метода. Халл опирал-

Ся в основном на учение И. П. Павлова об условных рефлексах, счи-

Тая, что важнейшую роль при использовании этого понятия следует

Придать силе навыка. Для того чтобы эта сила проявилась, необхо-

Димы определенные физиологические потребности.

Под влиянием работ Торндайка Халл в центр своей теории нау-

чения поставил его ≪закон эффекта≫. Он доказывал, что из всех

Факторов наибольшее влияние на силу навыка оказывает редукция

Потребности. Чем чаще она удовлетворяется, тем сила навыка

Больше. Что касается величины редукции потребности, то она

Определяется количеством и качеством подкреплений. Кроме того,

Сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреп-

Лением, а также от интервала между условным раздражителем и

Реакцией.

В своей теории Халл выделил понятия первичного и вторичного

подкрепления. Первичным подкреплением является, например, пища

Для голодного организма или удар электрическим током, вызы-

Вающий прыжок у крысы. Соединение первичного раздражителя с

Первоначально нейтральным придает и ему мотивирующую функ-

цию. Например, определенное положение младенца на руках у

Матери, связанное с последующим кормлением (первичное подкре-

Пление), становится вторичным подкреплением. Халл полагал, что

Можно строго научно объяснить поведение организма без обраще-

Ния к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным

Компонентам. По его мнению, для различения объектов достаточно

такого образования, как потребность. Если в одном из коридоров

Лабиринта животное может найти пищу, а в другом - воду, то ха-

Рактер его движений однозначно определяется потребностью, и

Больше ничем.

Хотя в концепции Халла потребность можно рассматривать в

Качестве промежуточной переменной, опосредующей связь между

Стимулом и реакцией, сама схема поведения в его теории напоми-

Нала скорее уотсоновскую, чем толменовскую, так как изучался не

Целостный организм, а отдельные, атомарные поведенческие акты.

В своих работах ≪Принципы поведения≫ (1943) и ≪Системы по-

ведения≫ (1952) Халл первым поставил вопрос о возможности моде-

Наши рекомендации