Вытекало, что процессы между стимулом и реакцией - будь то фи-
Зиологические (нервные) или психические - психология должна
Устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно
Реальными в поведении признавались различные формы телесных
Реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о пси-
Хических явлениях их двигательными эквивалентами.
Связь психических функций и двигательной активности была в
Те годы точно установлена экспериментальной психологией. Это
касалось, например, зависимости зрительного восприятия от дви-
Жений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышле-
Ния - от речевого аппарата и т. д. Эти факты Уотсон использовал
В качестве доказательства того, что объективные мышечные
Процессы могут быть достойной заменой субъективных психиче-
Ских актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие ум-
Ственной активности. Эксперименты Уотсона, направленные на
Исследование речи и мышления, доказывали правильность по-
Нимания интеллектуальных операций как интериоризованных дей-
Ствий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал
Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то
Фразу и измерял при этом движения мышц гортани. Эти мышеч-
Ные движения появлялись на экране осциллографа и записыва-
Лись самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же
Фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с
Меньшей амплитудой. Таким образом, с точки зрения Уотсона,
Было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу
И мышление - это та же речевая реакция, сопровождаемая точно
Такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интен-
Сивности.
Это также позволило ему изучить этапы формирования внут-
Ренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней пу-
Тем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы
Ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь -
Шепот - внутренняя речь. Это исследование привело его к выводу
О том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков.
Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный
Объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у
Ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает про-
Износить данное слово про себя. Такая внутренняя речь (неслыш-
Ная вокализация) не что иное, как мышление. Данные Уотсона
Впоследствии были пересмотрены в работах Пиаже, Выготского,
Блонского, выявивших другую, более точную динамику формиро-
Вания внутренней речи.
Методологи бихевиоризма исходили из положения о прижиз-
ненное™формирования основных психических процессов. Доказа-
Тельства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по фор-
Мированию эмоций. Он экспериментально продемонстрировал,
Что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.
В его опытах ребенку показывали кролика, которого он брал в
Руки и хотел погладить, но в этот момент получал разряд элек-
Трического тока. Естественно, ребенок испуганно бросал кролика и
Начинал плакать. Однако в следующий раз он опять подходил к
Животному и получал удар током. На третий-четвертый раз у
Большинства детей появление кролика даже в отдалении вызывало
Страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон
Старался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сфор-
Мировав интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку на-
Чинали показывать его во время вкусной еды. Наличие этого важ-
Ного первичного раздражителя было непременным условием фор-
Мирования новой реакции. В первый момент ребенок прекращал
Есть и начинал плакать, но так как кролик не приближался к нему,
оставаясь вдалеке, в конце комнаты, а вкусная еда (например, шо-
Коладка или мороженое) была рядом, ребенок быстро успокаи-
Вался и продолжал есть. После того как ребенок переставал реа-
Гировать плачем на появление в конце комнаты кролика, экспе-
Риментатор постепенно придвигал кролика все ближе и ближе к
Ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку.
Постепенно ребенок переставал обращать на кролика внимание и
Под конец спокойно реагировал, даже когда он располагался око-
Ло его тарелки, брал кролика на руки и старался накормить чем-
То вкусным. Таким образом, доказывал Уотсон, наши эмоции яв-
Ляются результатом наших привычек и могут кардинально изме-