Вытекало, что процессы между стимулом и реакцией - будь то фи-

Зиологические (нервные) или психические - психология должна

Устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно

Реальными в поведении признавались различные формы телесных

Реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о пси-

Хических явлениях их двигательными эквивалентами.

Связь психических функций и двигательной активности была в

Те годы точно установлена экспериментальной психологией. Это

касалось, например, зависимости зрительного восприятия от дви-

Жений глазных мышц, эмоций - от телесных изменений, мышле-

Ния - от речевого аппарата и т. д. Эти факты Уотсон использовал

В качестве доказательства того, что объективные мышечные

Процессы могут быть достойной заменой субъективных психиче-

Ских актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие ум-

Ственной активности. Эксперименты Уотсона, направленные на

Исследование речи и мышления, доказывали правильность по-

Нимания интеллектуальных операций как интериоризованных дей-

Ствий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал

Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то

Фразу и измерял при этом движения мышц гортани. Эти мышеч-

Ные движения появлялись на экране осциллографа и записыва-

Лись самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же

Фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с

Меньшей амплитудой. Таким образом, с точки зрения Уотсона,

Было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу

И мышление - это та же речевая реакция, сопровождаемая точно

Такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интен-

Сивности.

Это также позволило ему изучить этапы формирования внут-

Ренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней пу-

Тем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы

Ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь -

Шепот - внутренняя речь. Это исследование привело его к выводу

О том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков.

Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный

Объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у

Ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает про-

Износить данное слово про себя. Такая внутренняя речь (неслыш-

Ная вокализация) не что иное, как мышление. Данные Уотсона

Впоследствии были пересмотрены в работах Пиаже, Выготского,

Блонского, выявивших другую, более точную динамику формиро-

Вания внутренней речи.

Методологи бихевиоризма исходили из положения о прижиз-

ненное™формирования основных психических процессов. Доказа-

Тельства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по фор-

Мированию эмоций. Он экспериментально продемонстрировал,

Что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул.

В его опытах ребенку показывали кролика, которого он брал в

Руки и хотел погладить, но в этот момент получал разряд элек-

Трического тока. Естественно, ребенок испуганно бросал кролика и

Начинал плакать. Однако в следующий раз он опять подходил к

Животному и получал удар током. На третий-четвертый раз у

Большинства детей появление кролика даже в отдалении вызывало

Страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон

Старался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сфор-

Мировав интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку на-

Чинали показывать его во время вкусной еды. Наличие этого важ-

Ного первичного раздражителя было непременным условием фор-

Мирования новой реакции. В первый момент ребенок прекращал

Есть и начинал плакать, но так как кролик не приближался к нему,

оставаясь вдалеке, в конце комнаты, а вкусная еда (например, шо-

Коладка или мороженое) была рядом, ребенок быстро успокаи-

Вался и продолжал есть. После того как ребенок переставал реа-

Гировать плачем на появление в конце комнаты кролика, экспе-

Риментатор постепенно придвигал кролика все ближе и ближе к

Ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку.

Постепенно ребенок переставал обращать на кролика внимание и

Под конец спокойно реагировал, даже когда он располагался око-

Ло его тарелки, брал кролика на руки и старался накормить чем-

То вкусным. Таким образом, доказывал Уотсон, наши эмоции яв-

Ляются результатом наших привычек и могут кардинально изме-

Наши рекомендации