Вали свои концепции о содержании и структуре психики, рассмат-
Ривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или
Поведенческую сферу психического. В тот момент появились три
ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глу-
бинная психология, каждое из которых имело собственный пред-
Мет психологии и свой метод исследования психики.
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследова-
Лось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на
его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и
Реакциями.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из ко-
Торых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания),
Причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы,
Разработанные по аналогии с методами изучения физического
Поля.
Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бес-
Сознательные структуры психики, методом изучения которых стал
Психоанализ.
Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые шко-
лы - гуманистическая и когнитивная психология. Российская психо-
Логическая школа, которая, хотя и развивалась в логике общеми-
Ровой психологической науки, всегда имела самобытный характер
(свой тембр голоса, как писал известный ученый Г. Шпет), а пото-
Му в начале XX в. также существенно изменила свою методологию.
Более подробно об этом будет сказано ниже.
Как видно из приведенного обзора, ни предметы, ни методы в
Этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на
Первых этапах становления школ невозможно было и говорить о
Каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоя-
Тельного развития, было накоплено много новых фактов каждым
Из направлений, прежде чем стало возможным опять заговорить
Об объединении, о создании единой психологии.
Общая характеристика бихевиоризма
Методология бихевиористской концепции была заложена аме-
Риканским ученым Д.Уотсоном (1878-1958), в работе которого
≪Мир, как его видит бихевиорист≫ (1913) новое направление впер-
Вые заявило о себе. Однако первое экспериментальное изучение
Связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало
Ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось рань-
Ше и было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949). Торндайк,
Строго говоря, еще не принадлежал к этому направлению и разра-
Батывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на
Близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно эти работы,
Открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихе-
Виористов. Это и дает основания причислить концепцию Торндай-
Ка к бихевиоризму.
Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего
Исследования поведение, с чем связано и новое название психоло-
гии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась
Объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние
И внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования
Объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это
Стремление отвечало духу времени и стало причиной того методо-
Логического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше.
Вслед за функционалистами бихевиористы считали, что необходи-
Мо изучать целостные реакции организма как функции, направлен-
Ные на обеспечение какого-то процесса или достижение определен-
Ной цели. Недаром и Чикагская, и Колумбийская школы функцио-
Нализма стали фундаментом для появления концепции бихевио-
Ризма.
Анализируя развитие психологии, Уотсон пришел к мнению о
Том, что прямого и объективного метода исследования внутрен-
Него содержания психики, содержания сознания не существует.
Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи
Психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объ-
Ективной и экспериментальной наукой, не имея объективного мето-
Да исследования основного предмета. По мнению Уотсона, необхо-
Димо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет
Связан с психической сферой человека и одновременно доступен
Объективному наблюдению и экспериментальному исследованию.
Именно таким предметом и служит поведение, которое, как дока-
Зали в своих работах А.Бэн, Г.Спенсер, И.М.Сеченов и другие
Ученые, является такой же составляющей психики, как сознание.
Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представ-