Вали свои концепции о содержании и структуре психики, рассмат-

Ривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или

Поведенческую сферу психического. В тот момент появились три

ведущих направления - бихевиоризм, гештальтпсихология и глу-

бинная психология, каждое из которых имело собственный пред-

Мет психологии и свой метод исследования психики.

Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследова-

Лось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на

его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и

Реакциями.

Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из ко-

Торых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания),

Причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы,

Разработанные по аналогии с методами изучения физического

Поля.

Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бес-

Сознательные структуры психики, методом изучения которых стал

Психоанализ.

Позднее, уже во второй половине XX в., возникли новые шко-

лы - гуманистическая и когнитивная психология. Российская психо-

Логическая школа, которая, хотя и развивалась в логике общеми-

Ровой психологической науки, всегда имела самобытный характер

(свой тембр голоса, как писал известный ученый Г. Шпет), а пото-

Му в начале XX в. также существенно изменила свою методологию.

Более подробно об этом будет сказано ниже.

Как видно из приведенного обзора, ни предметы, ни методы в

Этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на

Первых этапах становления школ невозможно было и говорить о

Каком-то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоя-

Тельного развития, было накоплено много новых фактов каждым

Из направлений, прежде чем стало возможным опять заговорить

Об объединении, о создании единой психологии.

Общая характеристика бихевиоризма

Методология бихевиористской концепции была заложена аме-

Риканским ученым Д.Уотсоном (1878-1958), в работе которого

≪Мир, как его видит бихевиорист≫ (1913) новое направление впер-

Вые заявило о себе. Однако первое экспериментальное изучение

Связи (коннекции) между стимулом и реакцией, которое стало

Ядром исследовательского метода бихевиоризма, появилось рань-

Ше и было осуществлено Э.Торндайком (1874-1949). Торндайк,

Строго говоря, еще не принадлежал к этому направлению и разра-

Батывал свои эксперименты, ориентируясь в большей степени на

Близкий к бихевиоризму функционализм. Но именно эти работы,

Открытые им методики и законы стали ведущими в работах бихе-

Виористов. Это и дает основания причислить концепцию Торндай-

Ка к бихевиоризму.

Как уже было сказано, бихевиоризм сделал предметом своего

Исследования поведение, с чем связано и новое название психоло-

гии (behavior - поведение). При этом под поведением понималась

Объективно наблюдаемая система реакций организма на внешние

И внутренние стимулы. Такое изменение предмета исследования

Объяснялось задачей сделать психологию объективной наукой. Это

Стремление отвечало духу времени и стало причиной того методо-

Логического кризиса психологии, о котором уже говорилось выше.

Вслед за функционалистами бихевиористы считали, что необходи-

Мо изучать целостные реакции организма как функции, направлен-

Ные на обеспечение какого-то процесса или достижение определен-

Ной цели. Недаром и Чикагская, и Колумбийская школы функцио-

Нализма стали фундаментом для появления концепции бихевио-

Ризма.

Анализируя развитие психологии, Уотсон пришел к мнению о

Том, что прямого и объективного метода исследования внутрен-

Него содержания психики, содержания сознания не существует.

Поэтому он выдвинул идею о необходимости пересмотреть задачи

Психологии, которая не может ставить перед собой цель стать объ-

Ективной и экспериментальной наукой, не имея объективного мето-

Да исследования основного предмета. По мнению Уотсона, необхо-

Димо пересмотреть этот предмет, заменив его тем, который будет

Связан с психической сферой человека и одновременно доступен

Объективному наблюдению и экспериментальному исследованию.

Именно таким предметом и служит поведение, которое, как дока-

Зали в своих работах А.Бэн, Г.Спенсер, И.М.Сеченов и другие

Ученые, является такой же составляющей психики, как сознание.

Следуя этим теориям, Уотсон доказывал, что поведение представ-

Наши рекомендации