Довании физиологии органов чувств, Мах доказывал, что физиче-
ское и психическое имеет один и тот же субстрат - ≪нейтральный
опыт≫, состоящий из элементов. Механизмом соединения этих эле-
Ментов в целостную картину являются все те же ассоциации, связы-
Вающие отдельные ощущения в образы, которые запечатлеваются
В нашей памяти и находят свое отражение в языке. Таким образом,
Задачей психологии является изучение отдельных элементов опыта
(цвета, формы и т.д.), которые, объединяясь, образуют целостные
объекты, в том числе и образ ≪Я≫.
В принципе эта программа не была новой для психологии, ее
Использовали и представители классического ассоцианизма, и
Вундт, и структуралисты. Новым здесь были экспериментальный
Подход к исследованию ощущений, оригинальные методики, при-
Думанные Махом, принцип энергетизма, гласивший, что сущест-
Вует единая энергия и для психического, и для физического, коли-
Чество которой сохраняется неизменным и переходит от движения
К мышлению и наоборот. Отголоски этой теории проявились в
20-30-е годы XX в., например, в концепциях Штерна, Блонского,
Бехтерева и других психологов.
Взгляды Маха оказали влияние не только на первые психологи-
ческие школы (например, структурализм), но и на взгляды бихе-
Виористов и гештальтпсихологов. Первые заимствовали у Маха и
Его последователя Р.Авенариуса идею трактовки организма как
Апсихического аппарата, а вторые - мысль о тождественности геш-
тальтов (сознательных образов) структуре реальных предметов.
О необходимости пересмотра психологических постулатов сви-
Детельствовали и запросы практики, которые не могли игнориро-
Ваться учеными. Ориентация на практику выражалась не только в
Философии прагматизма, особенно популярной в США, но и в
Разработке межпредметных вопросов, прежде всего совместно с
Медициной и педагогикой. Если клинические данные в большей
Степени повлияли на французскую психологию (о чем говорилось
Выше) и на формирование глубинной психологии, то задачи обуче-
ния и воспитания ≪нового человека≫, разработка новых подходов
К проблеме социализации стали ведущими в США и России, по-
Влияв на развитие бихевиоризма и российской психологии.
Разные научные интересы, методологические принципы и соци-
Альная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий
XX в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета
Психологии и ее методов.
Эта ситуация рефлексировалась учеными как кризис психоло-
Гии. И с такой оценкой можно согласиться, если считать этот зако-
Номерный методологический кризис кризисом роста. Естественно,
Что развитие невозможно без поисков нового, без ошибок. Совре-
Менная психология развития доказала, что каждый критический
Период начинается с негативизма, отрицания, которое сменяется
Периодом строительства, приобретения нового. А психология дей-
Ствительно менялась, становилась все более значимой и для обще-
Ства, и для других наук. Неудивительно, что такие кардинальные
Изменения были связаны и с метаниями, негативизмом по отноше-
Нию к старой психологии, поисковой активностью и пробами при
Формировании новой науки, появлении новых открытий и новых
Направлений в психологии. Однако ученые начала века, еще стре-
Мившиеся прийти к единому мнению о единой психологии, осозна-
Вали кризис как невозможность его выработать, т. е. как распад ста-
Рой психологической науки, что было справедливо, и как тупик в
Процессе становления новой, что, как доказано временем, неверно.
Этим объясняется и тот парадоксальный на первый взгляд факт,
Что период, который мы сейчас оцениваем как время расцвета на-
Учного творчества выдающихся ученых, период, определивший
Лицо психологии XX в., рефлексировался учеными как упадок, как
≪открытый кризис≫. Возможно, что, действительно, ≪большое ви-
дится на расстояньи≫, но главное, видимо, в том, что мы в начале
XXI в., так же как ученые начала XX в., оцениваем положение в
Науке по итогам прошлого, исходя из которого пытаемся заглянуть
В будущее. И это наше прошлое (а их будущее) доказывает ситуа-
Тивность и неправомочность той оценки, которую многие из уче-
Ных, писавших о кризисе в начале XX в., осознали к его середине.
Таким образом, фактически уже к 20-м годам XX в. психология
Разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраи-