Валось и теми разногласиями, которые возникали при обсуждении

Полученных результатов. Выяснилось, что найти прямой и объек-

Тивный метод изучения психического состояния человека, содер-

Жания его сознания, а тем более бессознательного, практически

Невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который

Превращался в опосредованный, либо в таком изменении предме-

Та, которое сделало бы реальным его непосредственное экспери-

ментальное изучение (например, сделать предметом внешнюю ак-

Тивность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики,

Заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.

На содержание и динамику протекания методологического кри-

Зиса в психологии повлияли кроме логики становления самой науки

И другие факторы - социальная ситуация, открытия в других дис-

Циплинах.

Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные

Пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррациона-

Лизм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты свя-

Зывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который

Наиболее полно отразился в ведущих философских школах того

Времени. Подобные мысли были близки и российской психологии,

Становление которой в то время проходило в русле европейской

Науки. Особенно отчетливо эти идеи были выражены в концепции

В. Соловьева и его последователей.

О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура

Близится к закату, что свобода воли может привести человека к

Отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию,

Бессознательному. А.Бергсон (1859-1941) писал о том, что в про-

цессе развития человечество совершает ≪творческую эволюцию≫,

Которая непосредственно связана с духовной активностью, отли-

Чающей живой организм от неживого, и приводит к универсализа-

Ции понятий. Выдвинув идею о происхождении интеллекта из по-

Требности практического действия, он доказал, что логическое

Знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим спо-

Собом познания является интуиция. Ученик Брентано Гуссерль, воз-

Ражая против психологизма, т.е. против идеи о том, что психология

Может стать методологией всех наук о человеке, выдвигал метод

≪феноменологической редукции≫, который позволяет высвободить

Сознание от наслоений культуры, личного опыта, пристрастий че-

ловека. Эти ≪чистые феномены≫, образованные в результате интен-

Циональной направленности сознания (идея Брентано) на внешний

мир, и составляют его главное содержание. Фактически этот под-

Ход лишал и философию, и тем более психологию возможности

понять психическое состояние, ≪жизненный мир≫ личности, кото-

Рый выстраивается самим субъектом благодаря присущей ему твор-

Ческой активности. Однако тот факт, что это имманентно присущее

Человеку творчество структурирует мир из внешнего опыта, во

Многом делал людей игрушкой непредсказуемой судьбы, внешней

Ситуации, агрессии других.

Поэтому философские концепции, доказывая необходимость пе-

Ресмотра старых оснований психологии, не могли в тот период ока-

Зать ей помощь в формировании новых. Зато такую поддержку могли

Оказать естественные науки, которые находились тогда на подъеме.

Открытия в биологии, физике, генетике способствовали станов-

Лению психологических направлений. Данные генетики, показав-

Шие широкие возможности приспособления и изменения организ-

Ма, лабильность и пластичность нервной системы, оказали влияние

На анализ роли среды в процессе развития психики, понимание

Возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти

Материалы приобрели в России, в которой в те годы была одна из

Наиболее сильных школ генетиков.

Достижения физиков, которые помогли и психологам по-ново-

Му увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы изу-

Чения познавательных процессов. Законы и методы исследования

Физического поля стремились применить при анализе психического

Поля, динамики восприятия и мышления гештальтпсихологи.

На развитие психологии, в том числе и на исследование воспри-

Ятия, оказала влияние и теория Э. Маха (1838-1916). Разрабаты-

Вая свою концепцию в русле основных положений позитивизма, он

Отстаивал принцип эмпирической доказуемости выдвигаемых тео-

Ретических положений. Используя данные, полученные при иссле-

Наши рекомендации