Какие направления существовали в развитии отечественной социаль-

Ной психологии?

Примерные темы рефератов

Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние.

Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже

XIX-XX вв.

Особенности подхода Болдуина к исследованию психики детей.

Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями лич-

Ности.

Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в тео-

Риях Штерна и Бюлера.

Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта,

Лацаруса, Штейнталя, Шпета).

Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию

В релятивизме, абсолютизме и универсализме.

Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.

Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.

Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к про-

Блеме личности и общества.

Особенности развития социальной психологии в России.

Рекомендуемая литература

Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологическо-

Го изучения (Методологическое введение) // Психология. - 1929. - Т. 2. - Вып. 2.

Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция.

Власть. Народ. - М, 1993.

Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М, 1994.

Бине А. Развитие интеллекта у детей. - М, 1911.

Болдуин Д. Введение в психологию. - М, 1902.

Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -

М, 1983.

Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М, 1930.

Валлон А. От действия к мысли. - М, 1956.

Вехи. - М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1909 г.).

Вундт В. Проблемы психологии народов. - М, 1998

Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев, 1899.

Зенъковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

История буржуазной социологии XIX - начала XX в. - М., 1979.

Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. - М.,

1927.

Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1898.

Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное __________в первобытном мышлении. - М., 1994.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

Mud M. Культура и мир детства. - М., 1988.

Михайловский Н.К. Герой и толпа // Поли. собр. соч.: В 8 т. - 4-е изд. -

СПб., 1906-1914. -Т. 5.

Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955.

Московией С. Век толп. - М., 1996.

Спенсер Г. Основания социологии. - СПб., 1898.

Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 1999.

Марцинконская 289

Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901.

Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в

Лингвистике. - М., 1960.

Челпанов Г. И. Социальная психология или условные рефлексы? - М, 1926.

Чикин Б. Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. - М, 1978.

Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального

Бытия. -М., 1996.

Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // В. А. Звегинцев. Исто-

Рия языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. - М., 1960.

Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Пг.,

1922.

Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology:

Research and applications. - Cambridge etc., 1992.

Глава 9

БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ:

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ

Методологический кризис в психологии

В предыдущих главах уже отмечалось, что конец XIX в. ознаме-

Новался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объек-

Тивную психологию, какие методы должны стать ведущими при

Исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти

Споры приведут к единому мнению и выстроится методология но-

Вой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от пси-

Хологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследую-

Щей целостную систему организм-среда. Однако логика развития

Первых школ показала, что существует несколько путей строитель-

Ства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от

Друга не только в понимании приоритетов и задач психологической

Науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики.

Разным был и подход к динамике психического развития, его зако-

Номерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.

Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный мето-

Дологический кризис, связанный прежде всего с трудностями, воз-

Никавшими при поиске объективных методов исследования психи-

Ки. Предложенные функциональной психологией, структурализмом

Или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рас-

Смотрении оказывались далекими от объективности, что доказы-

Наши рекомендации