Какие направления существовали в развитии отечественной социаль-
Ной психологии?
Примерные темы рефератов
Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние.
Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже
XIX-XX вв.
Особенности подхода Болдуина к исследованию психики детей.
Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями лич-
Ности.
Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в тео-
Риях Штерна и Бюлера.
Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта,
Лацаруса, Штейнталя, Шпета).
Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию
В релятивизме, абсолютизме и универсализме.
Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.
Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.
Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к про-
Блеме личности и общества.
Особенности развития социальной психологии в России.
Рекомендуемая литература
Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологическо-
Го изучения (Методологическое введение) // Психология. - 1929. - Т. 2. - Вып. 2.
Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция.
Власть. Народ. - М, 1993.
Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М, 1994.
Бине А. Развитие интеллекта у детей. - М, 1911.
Болдуин Д. Введение в психологию. - М, 1902.
Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -
М, 1983.
Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М, 1930.
Валлон А. От действия к мысли. - М, 1956.
Вехи. - М., 1990 (репринтное воспроизведение издания 1909 г.).
Вундт В. Проблемы психологии народов. - М, 1998
Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев, 1899.
Зенъковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.
История буржуазной социологии XIX - начала XX в. - М., 1979.
Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. - М.,
1927.
Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1898.
Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное __________в первобытном мышлении. - М., 1994.
Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.
Mud M. Культура и мир детства. - М., 1988.
Михайловский Н.К. Герой и толпа // Поли. собр. соч.: В 8 т. - 4-е изд. -
СПб., 1906-1914. -Т. 5.
Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.
Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955.
Московией С. Век толп. - М., 1996.
Спенсер Г. Основания социологии. - СПб., 1898.
Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 1999.
Марцинконская 289
Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901.
Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.
Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в
Лингвистике. - М., 1960.
Челпанов Г. И. Социальная психология или условные рефлексы? - М, 1926.
Чикин Б. Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. - М, 1978.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального
Бытия. -М., 1996.
Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // В. А. Звегинцев. Исто-
Рия языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. - М., 1960.
Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Пг.,
1922.
Berry J. W., Poortinga Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology:
Research and applications. - Cambridge etc., 1992.
Глава 9
БИХЕВИОРИЗМ И ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В XX ВЕКЕ
Методологический кризис в психологии
В предыдущих главах уже отмечалось, что конец XIX в. ознаме-
Новался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объек-
Тивную психологию, какие методы должны стать ведущими при
Исследовании психического. На рубеже веков еще казалось, что эти
Споры приведут к единому мнению и выстроится методология но-
Вой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переход от пси-
Хологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследую-
Щей целостную систему организм-среда. Однако логика развития
Первых школ показала, что существует несколько путей строитель-
Ства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от
Друга не только в понимании приоритетов и задач психологической
Науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики.
Разным был и подход к динамике психического развития, его зако-
Номерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.
Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный мето-
Дологический кризис, связанный прежде всего с трудностями, воз-
Никавшими при поиске объективных методов исследования психи-
Ки. Предложенные функциональной психологией, структурализмом
Или Вюрцбургской школой методы при более пристальном рас-
Смотрении оказывались далекими от объективности, что доказы-