Результатов, полученных при обследовании наиболее успешных

Специалистов в конкретной области. Они требовали иного подхода,

Чем интеллектуальные методики, поэтому наряду с вербальными

заданиями появляются и тесты на исследование наглядно-дейст-

Венного и образного мышления, других психических процессов.

Расширение сферы применения тестов и способов обработки

Полученных материалов способствовало новым открытиям при

Изучении характера, способностей, индивидуального темпа дея-

Тельности. Английский психолог Ч.Спирмен обратил внимание

На то, что в тех случаях, когда имеется позитивная корреляция

между тестами на различные способности (например, математиче-

Ские и музыкальные), ими измеряется некий генеральный фактор.

Спирмен обозначил его буквой G (general - общий), т.е. общие

Способности. Помимо этого были выделены и специальные спо-

Собности, т. е. специфически предназначенные только для опреде-

ленного вида деятельности (факторы S{, S2, S3, ..., S,). Дискуссии

вокруг определения природы и взаимосвязи между этими двумя

Видами способностей наглядно высветили и те проблемы, с кото-

Рыми столкнулась дифференциальная психология при первых по-

Пытках экспериментального исследования индивидуальных раз-

Личий.

Распространение тестов как ведущего метода дифференциаль-

Ной психологии на первом этапе ее развития привело к тому, что

она первоначально складывалась как дисциплина, изучающая не

Причинную, но вероятностную закономерность. Ведь при тести-

Ровании экспериментатор не варьирует условия выполнения за-

Дания, но регистрирует количественные вариации. Переменными

Здесь становятся сами индивидуальные различия. Статистическая

Закономерность позволяла предсказывать явления с высокой долей

Вероятности, но не вскрывала связь полученных данных с психи-

Ческой реальностью. Эти недостатки отмечали многие психологи -

А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт и др. Большинству уче-

Ных становилось ясным, что для объяснения полученных связей

Необходимо принять определенную концепцию относительно того,

что именно измеряется. Например, Гальтон, так же как и Бине,

Исходил из того, что измеряются наследственные, не зависящие от

социального окружения факторы. Другие психологи (например,

Блонский, Мясищев) считали возможным повлиять на них в про-

Цессе обучения. Так в дифференциальной психологии стали исполь-

Зоваться методологические принципы общей психологии для ин-

Терпретации полученных данных.

Контрольные вопросы

Что явилось предпосылками выделения возрастной психологии в само-

Стоятельную область психологического знания?

На основе какой теории строил свою концепцию психического развития

С. Холл?

В чем заключалась причина популярности педологии?

Какие положения теории Селли были положены в основу программы

Развивающего обучения Монтессори?

Какие проблемы исследовал в своей экспериментальной школе Мейман?

Какие механизмы психического развития были описаны Клапаредом?

В чем заключается влияние социального окружения на процесс форми-

Рования психики детей, по мнению Болдуина?

Какие типы культур были выделены М. Мид?

Что нового в понимание игровой деятельности внес Штерн?

Какие этапы психического развития были открыты К. Бюлером?

В чем заключаются основные особенности подросткового возраста, по

Мнению Ш. Бюлер?

Что связывает идеи Валлона с французской социологической школой?

13. Какие вопросы изучает этническая психология?

Какие факторы, по мнению ученых, лежат в основе разницы в психо-

Логии разных народов?

Какие направления существовали в этнопсихологии XX в.?

Дайте характеристику трех основных подходов, с точки зрения кото-

Рых проводились этнопсихологические исследования.

С чем связано распространение метода тестов в дифференциальной

Психологии?

Какие экспериментальные методы исследования психики были пред-

Ложены Гальтоном?

В чем заключался подход Бине к диагностике интеллекта?

Какие науки послужили основанием для социальной психологии?

21. Какое направление современной психологии ≪оживило≫ идеи Дюрк-

Гейма?

В чем роль подражания в концепции Тарда?

В чем суть полемики между Лебоном и Фрейдом?

Каким образом рассматривал Михайловский взаимоотношения героя

И толпы?

Наши рекомендации