Результатов, полученных при обследовании наиболее успешных
Специалистов в конкретной области. Они требовали иного подхода,
Чем интеллектуальные методики, поэтому наряду с вербальными
заданиями появляются и тесты на исследование наглядно-дейст-
Венного и образного мышления, других психических процессов.
Расширение сферы применения тестов и способов обработки
Полученных материалов способствовало новым открытиям при
Изучении характера, способностей, индивидуального темпа дея-
Тельности. Английский психолог Ч.Спирмен обратил внимание
На то, что в тех случаях, когда имеется позитивная корреляция
между тестами на различные способности (например, математиче-
Ские и музыкальные), ими измеряется некий генеральный фактор.
Спирмен обозначил его буквой G (general - общий), т.е. общие
Способности. Помимо этого были выделены и специальные спо-
Собности, т. е. специфически предназначенные только для опреде-
ленного вида деятельности (факторы S{, S2, S3, ..., S,). Дискуссии
вокруг определения природы и взаимосвязи между этими двумя
Видами способностей наглядно высветили и те проблемы, с кото-
Рыми столкнулась дифференциальная психология при первых по-
Пытках экспериментального исследования индивидуальных раз-
Личий.
Распространение тестов как ведущего метода дифференциаль-
Ной психологии на первом этапе ее развития привело к тому, что
она первоначально складывалась как дисциплина, изучающая не
Причинную, но вероятностную закономерность. Ведь при тести-
Ровании экспериментатор не варьирует условия выполнения за-
Дания, но регистрирует количественные вариации. Переменными
Здесь становятся сами индивидуальные различия. Статистическая
Закономерность позволяла предсказывать явления с высокой долей
Вероятности, но не вскрывала связь полученных данных с психи-
Ческой реальностью. Эти недостатки отмечали многие психологи -
А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Г. Олпорт и др. Большинству уче-
Ных становилось ясным, что для объяснения полученных связей
Необходимо принять определенную концепцию относительно того,
что именно измеряется. Например, Гальтон, так же как и Бине,
Исходил из того, что измеряются наследственные, не зависящие от
социального окружения факторы. Другие психологи (например,
Блонский, Мясищев) считали возможным повлиять на них в про-
Цессе обучения. Так в дифференциальной психологии стали исполь-
Зоваться методологические принципы общей психологии для ин-
Терпретации полученных данных.
Контрольные вопросы
Что явилось предпосылками выделения возрастной психологии в само-
Стоятельную область психологического знания?
На основе какой теории строил свою концепцию психического развития
С. Холл?
В чем заключалась причина популярности педологии?
Какие положения теории Селли были положены в основу программы
Развивающего обучения Монтессори?
Какие проблемы исследовал в своей экспериментальной школе Мейман?
Какие механизмы психического развития были описаны Клапаредом?
В чем заключается влияние социального окружения на процесс форми-
Рования психики детей, по мнению Болдуина?
Какие типы культур были выделены М. Мид?
Что нового в понимание игровой деятельности внес Штерн?
Какие этапы психического развития были открыты К. Бюлером?
В чем заключаются основные особенности подросткового возраста, по
Мнению Ш. Бюлер?
Что связывает идеи Валлона с французской социологической школой?
13. Какие вопросы изучает этническая психология?
Какие факторы, по мнению ученых, лежат в основе разницы в психо-
Логии разных народов?
Какие направления существовали в этнопсихологии XX в.?
Дайте характеристику трех основных подходов, с точки зрения кото-
Рых проводились этнопсихологические исследования.
С чем связано распространение метода тестов в дифференциальной
Психологии?
Какие экспериментальные методы исследования психики были пред-
Ложены Гальтоном?
В чем заключался подход Бине к диагностике интеллекта?
Какие науки послужили основанием для социальной психологии?
21. Какое направление современной психологии ≪оживило≫ идеи Дюрк-
Гейма?
В чем роль подражания в концепции Тарда?
В чем суть полемики между Лебоном и Фрейдом?
Каким образом рассматривал Михайловский взаимоотношения героя
И толпы?