Что такое апельсин. К сожалению, такие ошибки случаются и в
настоящее время. Например, при тестировании детей из детского
Дома, для которых всякое напоминание о семье и родителях создает
Аффективную ситуацию, им задают вопрос о том, хватит ли чашек
В сервизе на шесть человек, который стоит у мамы в буфете, если к
Вам в гости пришли двое ваших друзей с родителями.
Для более объективного измерения интеллекта Бине считал не-
обходимым задавать ребенку все вопросы, а не только те, которые
Рассчитаны на его возраст. Вопросы были пронумерованы, причем
Нумерация шла от первого вопроса для 3-летнего ребенка до по-
Следнего для 18-летнего. Данные заносились в специальную табли-
Цу, причем правильный ответ отмечался плюсом, а неправильный -
Минусом.
Умственный возраст ребенка высчитывался при помощи специ-
Альной шкалы, сконструированной учеником Бине Симоном, и
Располагался в промежутке между последними тремя правильны-
ми ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными
ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной диагно-
Стики немецкий психолог Штерн предложил ввести коэффициент
Интеллекта (IQ), который является постоянной величиной и рас-
считывается по формуле:
Где УВ - умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Си-
Мона, а ФВ - физический возраст ребенка. Нормой считался коэф-
фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно
Отсталые дети, выше - одаренные.
Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоя-
Нен и не зависит от возраста, т. е. и в 3 года и в 15 лет показатель IQ
У ребенка будет одним и тем же, несмотря на изменение социальной
Среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, врожден-
Ный уровень интеллекта остается постоянным в течение жизни и
Направляется на решение разных задач.
Бине трижды обновлял и модифицировал свою шкалу (со-
Вместно с Симоном): в 1905, 1908 и 1911 гг. Авторитет Бине был
Настолько высок, что после его смерти во Франции эти тесты
Практически не пересматривались до 60-х годов.
Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты (в ча-
Стности, недостаточную апробацию при разработке, малое число
вопросов), тесты Бине и сегодня считаются одними из самых
Удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное разви-
Тие детей. Именно при их использовании коэффициент интеллекта
Является достаточно постоянной величиной, в то время как у тестов
Векслера, которые представляют собой в определенной степени их
Модификацию, IQ может изменяться в течение жизни.
В развитии тестологических исследований активное участие
Принимал и Штерн, который, как уже отмечалось, также является
Одним из основателей дифференциальной психологии. Именно
Штерн начал говорить об индивидуальной нормативности психики
детей, выделив в качестве одного из важнейших свойств индивиду-
Альный темп психического развития.
Большое значение для развития дифференциальной психологии
Имели и работы российского психолога А.Ф. Лазурского, о дея-
Тельности которого подробно будет рассказано ниже. Он разра-
Батывал оригинальную концепцию характерологии, ввел понятие
об эндопсихической и экзопсихической сферах душевной жизни, на
Основании диагностики которых можно составить индивидуаль-
Ный психологический портрет человека.
Одновременно с тестами для детей и психически больных людей
стали разрабатывать и задания для профессиональной ориентации
И профессионального отбора.
Одним из ведущих ученых, занимавшихся этой проблемой, был
Основатель психотехники Г. Мюнстерберг (1863-1916). Будучи пре-
подавателем Фрейбургского университета, он начал заниматься
Экспериментальной психологией. В 1892 г. он принял предложение
В.Джемса возглавить вновь созданную психологическую лабора-
торию в Гарвардском университете и переехал в США.
Мюнстерберг считал, что индивидуальные различия между
Людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельно-
Сти, а потому существуют профессии, наиболее подходящие или,
Наоборот, не подходящие для конкретного человека. Исходя из
Этого, он разработал диагностические методики по проведению
Профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную
Ориентацию и организацию психологической службы на предприя-
тии он изложил в работе ≪Основы психотехники≫ (1914).
Тесты на профессиональную пригодность создавались на основе