Что такое апельсин. К сожалению, такие ошибки случаются и в

настоящее время. Например, при тестировании детей из детского

Дома, для которых всякое напоминание о семье и родителях создает

Аффективную ситуацию, им задают вопрос о том, хватит ли чашек

В сервизе на шесть человек, который стоит у мамы в буфете, если к

Вам в гости пришли двое ваших друзей с родителями.

Для более объективного измерения интеллекта Бине считал не-

обходимым задавать ребенку все вопросы, а не только те, которые

Рассчитаны на его возраст. Вопросы были пронумерованы, причем

Нумерация шла от первого вопроса для 3-летнего ребенка до по-

Следнего для 18-летнего. Данные заносились в специальную табли-

Цу, причем правильный ответ отмечался плюсом, а неправильный -

Минусом.

Умственный возраст ребенка высчитывался при помощи специ-

Альной шкалы, сконструированной учеником Бине Симоном, и

Располагался в промежутке между последними тремя правильны-

ми ответами (три плюса подряд) и первыми тремя неправильными

ответами (три минуса подряд). Позднее для более точной диагно-

Стики немецкий психолог Штерн предложил ввести коэффициент

Интеллекта (IQ), который является постоянной величиной и рас-

считывается по формуле:

Где УВ - умственный возраст, высчитываемый по шкале Бине-Си-

Мона, а ФВ - физический возраст ребенка. Нормой считался коэф-

фициент от 70 до 130%, ниже этого показателя были умственно

Отсталые дети, выше - одаренные.

Бине считал, что уровень интеллектуального развития постоя-

Нен и не зависит от возраста, т. е. и в 3 года и в 15 лет показатель IQ

У ребенка будет одним и тем же, несмотря на изменение социальной

Среды, условий обучения и воспитания. Таким образом, врожден-

Ный уровень интеллекта остается постоянным в течение жизни и

Направляется на решение разных задач.

Бине трижды обновлял и модифицировал свою шкалу (со-

Вместно с Симоном): в 1905, 1908 и 1911 гг. Авторитет Бине был

Настолько высок, что после его смерти во Франции эти тесты

Практически не пересматривались до 60-х годов.

Необходимо отметить, что, несмотря на многие недочеты (в ча-

Стности, недостаточную апробацию при разработке, малое число

вопросов), тесты Бине и сегодня считаются одними из самых

Удачных и наиболее адекватно измеряют интеллектуальное разви-

Тие детей. Именно при их использовании коэффициент интеллекта

Является достаточно постоянной величиной, в то время как у тестов

Векслера, которые представляют собой в определенной степени их

Модификацию, IQ может изменяться в течение жизни.

В развитии тестологических исследований активное участие

Принимал и Штерн, который, как уже отмечалось, также является

Одним из основателей дифференциальной психологии. Именно

Штерн начал говорить об индивидуальной нормативности психики

детей, выделив в качестве одного из важнейших свойств индивиду-

Альный темп психического развития.

Большое значение для развития дифференциальной психологии

Имели и работы российского психолога А.Ф. Лазурского, о дея-

Тельности которого подробно будет рассказано ниже. Он разра-

Батывал оригинальную концепцию характерологии, ввел понятие

об эндопсихической и экзопсихической сферах душевной жизни, на

Основании диагностики которых можно составить индивидуаль-

Ный психологический портрет человека.

Одновременно с тестами для детей и психически больных людей

стали разрабатывать и задания для профессиональной ориентации

И профессионального отбора.

Одним из ведущих ученых, занимавшихся этой проблемой, был

Основатель психотехники Г. Мюнстерберг (1863-1916). Будучи пре-

подавателем Фрейбургского университета, он начал заниматься

Экспериментальной психологией. В 1892 г. он принял предложение

В.Джемса возглавить вновь созданную психологическую лабора-

торию в Гарвардском университете и переехал в США.

Мюнстерберг считал, что индивидуальные различия между

Людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельно-

Сти, а потому существуют профессии, наиболее подходящие или,

Наоборот, не подходящие для конкретного человека. Исходя из

Этого, он разработал диагностические методики по проведению

Профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную

Ориентацию и организацию психологической службы на предприя-

тии он изложил в работе ≪Основы психотехники≫ (1914).

Тесты на профессиональную пригодность создавались на основе

Наши рекомендации