Г. Кеттел стал президентом Психологической корпорации.
Хотя термин ≪тест≫ получил распространение благодаря Кетте-
Лу, сам метод тестирования начал приобретать популярность бла-
Годаря работам А.Бине (1857-1911). Бине был доктором медици-
ны и права Парижского университета. В 1889 г. он организовал
Первую французскую лабораторию экспериментальной психоло-
Гии в Сорбонне.
Занимаясь исследованием большого круга вопросов (патология
Личности, развитие эмоций у детей, педагогическая психология,
дефектология, психология искусства), Бине наибольшее внимание
Уделял проблеме интеллектуального развития и диагностике уров-
Ня этого развития. Его наиболее значительными трудами являются
≪Психология умозаключения≫ (1886), ≪Введение в эксперименталь-
ную психологию≫ (1894), ≪Методика исследования умственного
развития≫ (1922).
Бине одним из первых психологов начал экспериментально ис-
следовать этапы развития мышления у детей, задавая им вопросы
на определение понятий (например, что такое стул, что такое ло-
шадь и т.д.). Обобщая ответы детей от 3 до 7 лет, он пришел к вы-
Воду, что за это время дети проходят три стадии в развитии поня-
Тий - стадию перечислений, стадию описания и стадию интерпре-
Тации. Эти исследования привели его к мысли о том, что возмож-
Но разработать определенные нормативы интеллектуального раз-
Вития детей и методы, позволяющие провести диагностику процес-
Са формирования их мышления.
В начале XX в. Бине получил заказ от Министерства просве-
Щения Франции на разработку метода, позволяющего выделять
При поступлении в школу детей, которые должны учиться во вспо-
Могательных классах. Для этой цели он разработал серию вопро-
Сов разной степени сложности и на основании ответов детей опре-
Делял уровень их интеллекта, отсеивая детей с отставанием или
Задержкой умственного развития. Эти методы настолько хорошо
Показали себя при первых испытаниях, что Бине решил создать
Тесты не только для выделения нормальных и аномальных детей,
Но и для общей диагностики интеллектуального развития у всех
Детей от 3 до 18 лет.
Для каждого возраста он сформулировал определенные задания
Разной степени сложности, исследующие различные стороны ин-
теллектуального развития. Так, были задания на проверку словар-
Ного запаса, умения считать, памяти, общей осведомленности, про-
Странственной ориентации, логического мышления и т.д.
Предназначалось не меньше пяти-семи заданий для определен-
Ного возрастного периода, причем Бине подчеркивал, что важно не
столько содержание тестов, сколько их многочисленность. Это было
Связано с его убеждением, что интеллект является врожденным ка-
Чеством и его уровень не изменяется с возрастом, меняется лишь со-
Держание разрешаемых проблем. Поэтому смышленый ребенок
всегда лучше справится с заданием, а большое количество заданий
Поможет избежать случайностей. Наибольшей трудностью при кон-
Струировании заданий была необходимость строить их так, чтобы
Уровень знаний ребенка, его опыт не влияли на ответ, т. е. испыта-
Тели должны были исходить из того минимального опыта, который
Имеется у всех детей этого возраста. Только в таком случае, подчер-
Кивал Бине, мы сможем отличить обученного ребенка от ребенка
Способного, так как дети с высоким интеллектом, но не имеющие
Специального обучения будут в равном положении с детьми среднего
Интеллекта, которых учили в хороших учебных заведениях или дома.
Это положение Бине актуально до сих пор и служит необходи-
Мым условием при разработке новых тестов и модификации ста-
Рых, а также при переводе и модификации зарубежных тестов.
Примером того, как забвение этого принципа приводит к невер-
Ной диагностике, являются широко известные случаи применения
Тестов в России в 20-е годы. В это время, после революции и гра-
Жданской войны, не только в деревнях, но и в городе дети плохо
Питались и уж тем более не знали об экзотических фруктах, таких,
Как бананы или апельсины. Одно из заданий теста Бине представ-
Ляло собой задачу на деление - ребенку давали шесть апельсинов,
Которые ему надо было разделить между собой, мамой и папой.
Многие дети даже в 8-9 лет не могли решить эту задачу и были
Признаны интеллектуально отсталыми, хотя проблема была не в
Том, что они не могли поделить 6 на 3, а в том, что они не знали,