Шего числа людей организовал специальную лабораторию. Через
Нее прошло свыше 9 тысяч испытуемых, у которых измерялись на-
Ряду с ростом и массой различные виды чувствительности, время
Реакции и другие психические качества. Считалось, что эти каче-
Ства определяются наследственностью с такой же неотвратимо-
Стью, как рост или цвет глаз. Эта идея проходит через все работы
Гальтона, собранные в книге ≪Исследование человеческих способ-
ностей≫ (1883).
Свои исследования по диагностике различий в психических ка-
Чествах людей Гальтон использовал для обоснования идеи о необ-
Ходимости отбора наиболее приспособленных. Он утверждал, что
Человеческий род можно улучшить тем же путем, каким выводится
Новая порода собак или лошадей - путем соответствующих браков
в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евге-
никой. Понятие евгеники впоследствии использовалось для выделе-
Ния особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся
Своим высоким уровнем одаренности. Эта идея была антигуман-
Ной, хотя сам Гальтон поставил ее совсем не как социальную, но
Как важную медицинскую и психологическую проблему учета на-
Следственных факторов в развитии индивида.
Гальтон был автором многих методов диагностики различных
Признаков и установления корреляции между ними. Накапливая
Данные о развитии детей, детская психология нуждалась и в мето-
Дах математической обработки, которые доказывали бы объек-
Тивность полученных на разных детях данных и возможность их
Соотнесения между собой. Этой цели служили разработанные Галь-
Тоном основы математической статистики, так же как и работы
Его ученика Пирсона, занимавшегося проблемами корреляции и
Вычислившего коэффициент корреляции различных параметров
(памяти, мышления, эмоций и т.д.) между собой. Метод исчисления
Корреляции между переменными существенно обогатил психоло-
Гию, стал предпосылкой разработки одного из важнейших психоло-
гических методов - факторного анализа.
Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку
метода тестов. Тест (испытание) стал одной из основных методик
В лаборатории Гальтона. Этот метод прочно вошел в науку неза-
Висимо от тех теоретических положений, которые соединял с ним
Сам автор. Статистический подход - применение серии тестов к
Большому числу индивидов - выдвигался как средство внедрения в
Психологию точных количественных методов. Это получило боль-
Шое практическое применение, а дальнейшее совершенствование
Техники разработки и применения тестов, распространение их на
Исследование важнейших психологических параметров (памяти,
Мышления, личности), по существу, изменили общий облик психо-
Логии, дав возможность сформировать систему объективных мето-
Дов психологического исследования людей.
Исследование индивидуальных различий на психически боль-
Ных людях было предпринято немецким ученым Э. Крёпелином
(1856-1926). Обучение в лаборатории Вундта помогло Крепелину
Ознакомиться с современными ему методами экспериментального
Исследования психики. Направление его деятельности изменилось
после работы в Дерптском университете, где он создал при психи-
Атрической клинике лабораторию по типу лаборатории Вундта.
В процессе работы Крепелин пришел к выводу о необходимости
Модифицировать экспериментальные методы, подчинив их, как он
подчеркивал в статье ≪Психологический опыт в психиатрии≫, за-
Даче выяснения индивидуальных признаков и способов их сочета-
Ния в целостные картины душевной жизни, отличающие одного
Человека от другого. На основании результатов своих исследова-
Ний он разработал классификацию психических заболеваний, на
Которой основаны современные подходы.
О необходимости использовать тесты при обследовании психи-
Чески больных людей писал и российский ученый Г. И. Россолимо
(1860-1928). В 1911 г. он создал на собственные средства первый
В России Институт детской психологии и неврологии, переданный
им впоследствии в дар Московскому университету, в котором он с
Г. занимал должность профессора кафедры нервных болезней.
Россолимо принадлежит идея разработки новых методов диа-
Гностики психически больных детей. Им была создана программа
наблюдений за детьми ≪План исследования детской души≫. Она