Шего числа людей организовал специальную лабораторию. Через

Нее прошло свыше 9 тысяч испытуемых, у которых измерялись на-

Ряду с ростом и массой различные виды чувствительности, время

Реакции и другие психические качества. Считалось, что эти каче-

Ства определяются наследственностью с такой же неотвратимо-

Стью, как рост или цвет глаз. Эта идея проходит через все работы

Гальтона, собранные в книге ≪Исследование человеческих способ-

ностей≫ (1883).

Свои исследования по диагностике различий в психических ка-

Чествах людей Гальтон использовал для обоснования идеи о необ-

Ходимости отбора наиболее приспособленных. Он утверждал, что

Человеческий род можно улучшить тем же путем, каким выводится

Новая порода собак или лошадей - путем соответствующих браков

в течение нескольких поколений. Это направление он назвал евге-

никой. Понятие евгеники впоследствии использовалось для выделе-

Ния особой породы людей, отобранных среди тех, кто выделялся

Своим высоким уровнем одаренности. Эта идея была антигуман-

Ной, хотя сам Гальтон поставил ее совсем не как социальную, но

Как важную медицинскую и психологическую проблему учета на-

Следственных факторов в развитии индивида.

Гальтон был автором многих методов диагностики различных

Признаков и установления корреляции между ними. Накапливая

Данные о развитии детей, детская психология нуждалась и в мето-

Дах математической обработки, которые доказывали бы объек-

Тивность полученных на разных детях данных и возможность их

Соотнесения между собой. Этой цели служили разработанные Галь-

Тоном основы математической статистики, так же как и работы

Его ученика Пирсона, занимавшегося проблемами корреляции и

Вычислившего коэффициент корреляции различных параметров

(памяти, мышления, эмоций и т.д.) между собой. Метод исчисления

Корреляции между переменными существенно обогатил психоло-

Гию, стал предпосылкой разработки одного из важнейших психоло-

гических методов - факторного анализа.

Среди достижений Гальтона особо следует выделить разработку

метода тестов. Тест (испытание) стал одной из основных методик

В лаборатории Гальтона. Этот метод прочно вошел в науку неза-

Висимо от тех теоретических положений, которые соединял с ним

Сам автор. Статистический подход - применение серии тестов к

Большому числу индивидов - выдвигался как средство внедрения в

Психологию точных количественных методов. Это получило боль-

Шое практическое применение, а дальнейшее совершенствование

Техники разработки и применения тестов, распространение их на

Исследование важнейших психологических параметров (памяти,

Мышления, личности), по существу, изменили общий облик психо-

Логии, дав возможность сформировать систему объективных мето-

Дов психологического исследования людей.

Исследование индивидуальных различий на психически боль-

Ных людях было предпринято немецким ученым Э. Крёпелином

(1856-1926). Обучение в лаборатории Вундта помогло Крепелину

Ознакомиться с современными ему методами экспериментального

Исследования психики. Направление его деятельности изменилось

после работы в Дерптском университете, где он создал при психи-

Атрической клинике лабораторию по типу лаборатории Вундта.

В процессе работы Крепелин пришел к выводу о необходимости

Модифицировать экспериментальные методы, подчинив их, как он

подчеркивал в статье ≪Психологический опыт в психиатрии≫, за-

Даче выяснения индивидуальных признаков и способов их сочета-

Ния в целостные картины душевной жизни, отличающие одного

Человека от другого. На основании результатов своих исследова-

Ний он разработал классификацию психических заболеваний, на

Которой основаны современные подходы.

О необходимости использовать тесты при обследовании психи-

Чески больных людей писал и российский ученый Г. И. Россолимо

(1860-1928). В 1911 г. он создал на собственные средства первый

В России Институт детской психологии и неврологии, переданный

им впоследствии в дар Московскому университету, в котором он с

Г. занимал должность профессора кафедры нервных болезней.

Россолимо принадлежит идея разработки новых методов диа-

Гностики психически больных детей. Им была создана программа

наблюдений за детьми ≪План исследования детской души≫. Она

Наши рекомендации