Проблемами, стоящими перед обществом, всегда был в России ми-
нимальным. С.Л.Франк подчеркивал ≪кружковость≫ и оппози-
Ционность русской философии.
Отечественная социальная психология имеет достаточно дли-
Тельную предысторию. Довольно поздно оформившись в само-
стоятельную дисциплину, она существовала внутри других гумани-
Тарных наук. Начало социально-психологической проблематики в
Русской общественной мысли часто связывают с именем философа,
Социолога, общественного деятеля Н.К.Михайловского (1842-1904).
Он был одним из активных участников движения ≪Народная воля≫,
Идеологом народничества. В его деятельности в полной мере про-
Явились те особенности, о которых мы писали выше. Задачи иссле-
Дования социального процесса были тесно связаны с целями пере-
Устройства общества. В своих работах он касался довольно широ-
Кого спектра социально-психологических проблем, но наиболее
полно и систематично разрабатывал вопросы психологии толпы*.
Толпа, по Михайловскому, представляет собой некую социальную
Общность, функционирование которой не лишено закономерной
Последовательности, несмотря на присущие ей элементы стихий-
Ности и разнородности. Фокусируя внимание в основном на вопро-
Сах стихийных общностей, Михайловский тем не менее различает
понятия ≪толпа≫ и ≪народ≫ (что сопоставимо с современным разде-
Лением больших групп на организованные и стихийные). Он под-
черкивает историчность понятия ≪народ≫ и связь его с феноменом
Личности. Он явно склоняется к психологическому, личностному
Детерминизму социальных процессов.
Вернемся, однако, к позиции Михайловского по вопросу об осо-
Бенностях толпы. В целом он оценивает возникновение толпы как
* Его взгляды на эту проблему нашли отражение в следующих работах: ≪Герой
и толпа≫ (1882), ≪Научное письмо (к вопросу о героях и толпе)≫ (1884), ≪Еще о
героях≫ (1891), ≪Еще о толпе≫ (1893) и др.
сугубо отрицательное явление, он даже употребляет понятие ≪пато-
логическое состояние≫, включая в это понимание и оценку самой
Толпы, и изменения, происходящие с человеком в толпе.
В качестве одного из важнейших, но не единственного механиз-
ма образования и управления толпой рассматривается подражание.
С одной стороны, это вполне встраивается в общее русло развития
Социально-психологического знания (мы уже рассматривали систе-
Му взглядов Тарда и др.), с другой - в позиции Михайловского су-
Ществуют особенности. Так, он достаточно широко понимал тер-
мин ≪подражание≫, включая в него и внушение, и самовнушение, и
Гипноз и др. Любопытно, что Михайловский использовал и соче-
тание ≪социальный гипноз≫, рассматривая вопрос о социальном
Влиянии, и подчеркивал близость к подражанию таких явлений,
Как повиновение и покорность. Он выделял два вида подражания -
Автоматическое, бессознательное и осознанное - и предостерег от
абсолютизации механизма подражания, что характерно, например,
Для Тарда.
Интересно, на наш взгляд, звучит задача исследования подра-
Жания. Согласно Михайловскому, она состоит в том, чтобы опре-
Делить условия, способствующие или противостоящие подавле-
Нию сознания и воли человека, которое обязательно имеет место в
Тех случаях, когда человек оказывается в толпе.
Обратим внимание на то, что для Михайловского явления тол-
Пы и массового движения достаточно близки. Возникновение того
И другого довольно сложно детерминировано. Сначала выделяется
Два ряда причин: с одной стороны, для возникновения массовых
Движений, конечно, необходимы политические, экономические,
Нравственные предпосылки. Но они как бы составляют внешнюю
Рамку ситуации. Второй ряд причин - собственно психологические.
К ним Михайловский относил два альтернативных (как сказали
Бы современные ученые) фактора: возникновение очень сильного
Единого впечатления, которое подавляет все остальные, и хрониче-
Скую скудность впечатлений. Возможно и одновременное наличие
Этих двух факторов. Иными словами, для возникновения стихийной
Толпы необходимо или общее сильнейшее эмоциональное потрясе-
ние (например, известие о каких-то трагических событиях может
Привести к отчаянию, озлоблению, агрессии против действитель-
Ного или мнимого источника этих несчастий), или ситуация, в ко-
Торой при монотонности, скудности впечатлений почти любая
Новая информация может показаться крайне значимой и сильно