Ного сюжета проблему взаимоотношений личности и общества
Фрейд сам достаточно сдержанно оценивал возможные перспек-
тивы ее решения, отмечая, что ≪есть проблемы, до которых нельзя
Долететь, но можно дойти хромая, и в таких случаях не грех и по-
хромать...≫.
Содержательная характеристика этапов развития психоанали-
Тической теории довольно объемно представлена сегодня в исто-
Рико-психологической литературе, и потому мы остановимся лишь
На тех позициях Фрейда, которые он сам сформулировал как оппо-
Зиционные по отношению к идеям Лебона. Каковы же основные
критические замечания Фрейда к ≪психологии масс≫?
Соглашаясь с Лебоном в том, что индивиды в толпе образуют
Некоторое единство, Фрейд закономерно предполагает, что должно
Быть что-то, их объединяющее; именно эта психологическая реаль-
Ность требует изучения, однако она не стала предметом анализа для
Лебона, ограничившегося простым указанием на факт ее наличия.
В отличие от Лебона, объяснявшего процесс деперсонализации
Механизмами заражения идеями и подражания, Фрейд видел при-
Чину единообразия действий и чувств индивидов в толпе в обнаже-
нии одинакового для всех людей бессознательного ≪фундамента≫, в
Актуализации основных врожденных инстинктов.
Соглашаясь с Лебоном в том, что ≪человек массы≫ обладает
Повышенной внушаемостью, Фрейд закономерно спрашивал о том,
Кто, собственно, является гипнотизером, т. е. обращался к анализу
Фигуры вождя, чем в свое время фактически пренебрег Лебон.
С точки зрения Фрейда, при анализе механизмов выдвижения
лидера (≪вождя≫) следует отказаться от понятия внушения - в силу
Его малой объяснительной способности. В качестве альтернатив-
ного объяснительного принципа он выбирал libido (≪масса объеди-
няется любовью≫), т.е., по его мнению, человек позволяет на себя
Влиять из-за желания быть в согласии и в любви с окружающими.
Любое разрушение либидозных связей приводит к групповой де-
зинтеграции, разложению ≪массы≫ (что проявляется, например, в
Феномене паники).
Таким образом, природа связей индивидов в группе - эмоцио-
Нальная, причем эти связи организуются в двух направлениях: по
вертикали (с ≪вождем≫) и по горизонтали (с остальными членами
группы). __________Заметим здесь, что эта мысль основоположника психо-
Анализа более чем через 30 лет была положена в основу одной из
самых заметных концепций стадиального развития малой группы -
теорию группового развития американских социальных психоло-
Гов У. Бенниса и Г. Шепарда.
В качестве основного механизма установления горизонтальных
И особенно вертикальных связей Фрейд выделял механизм иденти-
Фикации, в результате действия которого человек, будучи частью
≪массы≫, отказывается в конечном счете от своего ≪Идеала-Я≫ и
заменяет его массовым идеалом, воплощенным в ≪вожде≫. Тем са-
Мым исходно личностная инстанция объективируется и унифици-
руется, становясь ≪внешней силой≫ по отношению к человеку, вы-
Полняя по отношению к нему социально-регулирующую функцию
и создавая дополнительное напряжение ≪несвободы≫. Таким обра-
Зом, именно благодаря механизму идентификации индивид приоб-
Ретает собственно социальное качество: во-первых, потому, что его
индивидуальное ≪Сверх-Я≫ образовано в результате идентифика-
Ций со значимыми объектами (прежде всего - родительскими фигу-
рами), а во-вторых, потому, что при условии включения в ≪массу≫
Его идеальные представления о самом себе воплощаются в другом
человеке (фигуре ≪вождя≫). Именно поэтому, с точки зрения Фрей-
Да, психология личности всегда есть социальная психология - ведь
в психической жизни человека всегда присутствует ≪другой≫.
Детальный анализ закономерностей процесса интернализации
этого ≪другого≫ дан в феноменологической социологии, заложившей,
По сути, одну из наиболее влиятельных парадигм современного со-
циального знания, а именно интерпретативную.
Ее теоретическим основанием стала феноменология Э.Гуссер-
Ля (1859-1938). В рамках интересующего нас аспекта анализа -
Рассмотрения теоретических предпосылок становления предмета
Социальной психологии через историю решений проблемы лично-
Сти и общества - отметим лишь некоторые ее положения, имевшие
Непосредственное отношение к предмету.
Основное несогласие Гуссерля с позитивистской традицией со-
Циальных наук состояло в том, что она заставляет исследователей