Новления парадигмы интерпретации в социологии и социальной

психологии (≪понимающей социологии≫ Вебера, феноменологии

Гуссерля и Шюца, символического интеракционизма Мида и др.).

Идеи Тарда о роли иррациональных факторов в социальном по-

Ведении людей, о наличии определенных психологических меха-

Низмов регуляции социального взаимодействия (подражания, зара-

Жения, внушения) нашли свое более конкретное воплощение в од-

ной из первых социально-психологических концепций - психологии

масс Г. Лебона (1841-1931).

С точки зрения Лебона, главной чертой наступающей эпохи

(имелся в виду XX век) станет замена сознательной деятельности

Отдельных индивидов бессознательной властью толпы. Причину

подобного торжества ≪массы≫ над личностью Лебон видел в гос-

Подстве в обществе определенных идей, а именно идеи социализма.

Продолжая линию психологизма в анализе проблемы личности и

Общества, Лебон считал причиной социальной динамики постоян-

Ную смену идей: будучи исходно интеллектуальным и духовным

достоянием одного человека, определенная идея ≪путем заражения≫

проникает в ≪душу массы≫, находя все больше и больше привер-

женцев. Поэтому ≪на судьбу народов влияют не революции и вой-

ны, а перемены в основных идеях≫. Сама идея при этом неминуемо

Упрощается, почти теряя свое исходное интеллектуальное своеоб-

Разие, превращаясь в догмат, т. е. абсолютную истину на эмоцио-

Нальной основе. Собственно говоря, только в этом своем превра-

Щенном, практически иррациональном виде идея и может оказы-

вать социально-регулирующее влияние на ≪массу≫. Под воздейст-

Вием каких-то идей мысли и чувства отдельных индивидов в боль-

шой группе принимают общее направление, что и составляет ≪за-

кон духовного единства толпы≫.

Хотя анализу собственно толпы, или ≪массы≫, Лебон уделял

Много внимания (детально останавливаясь на классификации раз-

Ных толп, их качественных особенностях, про- и антисоциальной

Направленности действий), основным предметом социального ис-

Следования он видел именно личность. Как изменяется сознание и

Поведение отдельного человека в рамках подобной большой груп-

Пы - вот тот вопрос, который оказался в центре его концепции.

Лебон отмечал следующие основные особенности поведения

личности в ≪массе≫ (толпе):

- становясь частью толпы, человек приобретает большее Созна-

Ние собственной силы и перестает обуздывать свои врожденные

Инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной

активности;

- вырвавшаяся на свободу иррациональность человека застав-

Ляет его жить больше чувствами, а не прислушиваться к доводам

Разума, следовательно, повышается уровень его эмоциональности и

снижается уровень критичности;

- возросшая в силу перечисленного восприимчивость к внуше-

нию и подверженность ≪заражению≫ идеями заставляют человека

Принести в жертву свои индивидуальные интересы и отказаться от

произвольного поведения;

- закономерным следствием становится снижение уровня инди-

Видуальной ответственности и фактическая передача этой функции

лидеру (≪вождю массы≫).

Нетрудно видеть определенную парадоксальность исследователь-

Ской позиции Лебона: личность он характеризует через те атрибуты,

которые, по сути, являются ≪безличностными≫. Заметим, что подоб-

Ный аспект анализа - изучение личности через процессы деперсона-

лизации, через ≪недостаток личностности≫ - довольно долго потом

Преобладал в социально-психологических исследованиях личности.

Лебон завершил характеристику личностных изменений, про-

Исходящих с человеком в результате его включенности в большие

социальные группы, необходимым требованием появления фигуры

Вождя, в котором должны персонифицироваться утерянные каж-

Дым членом толпы личностные атрибуты. Однако, описав его пси-

Хологические качества и те чувства, которые связывают вождя и

Рядовых членов толпы, он никак не объяснил механизмов его вы-

Движения. Именно эта проблема стала в дальнейшем предметом

Анализа для 3. Фрейда, а ее специфическое решение в рамках пси-

хоаналитической концепции обусловило основное содержание

Полемики Фрейда с Лебоном.

Основное содержание социально-психологических воззрений

Фрейда представлено в его работе 1921 г. ≪Психология масс и ана-

лиз человеческого Я≫ (вышедшей, заметим, спустя более 20 лет

после ≪Психологии масс≫ Лебона). Задавая в качестве ее централь-

Наши рекомендации