Новления парадигмы интерпретации в социологии и социальной
психологии (≪понимающей социологии≫ Вебера, феноменологии
Гуссерля и Шюца, символического интеракционизма Мида и др.).
Идеи Тарда о роли иррациональных факторов в социальном по-
Ведении людей, о наличии определенных психологических меха-
Низмов регуляции социального взаимодействия (подражания, зара-
Жения, внушения) нашли свое более конкретное воплощение в од-
ной из первых социально-психологических концепций - психологии
масс Г. Лебона (1841-1931).
С точки зрения Лебона, главной чертой наступающей эпохи
(имелся в виду XX век) станет замена сознательной деятельности
Отдельных индивидов бессознательной властью толпы. Причину
подобного торжества ≪массы≫ над личностью Лебон видел в гос-
Подстве в обществе определенных идей, а именно идеи социализма.
Продолжая линию психологизма в анализе проблемы личности и
Общества, Лебон считал причиной социальной динамики постоян-
Ную смену идей: будучи исходно интеллектуальным и духовным
достоянием одного человека, определенная идея ≪путем заражения≫
проникает в ≪душу массы≫, находя все больше и больше привер-
женцев. Поэтому ≪на судьбу народов влияют не революции и вой-
ны, а перемены в основных идеях≫. Сама идея при этом неминуемо
Упрощается, почти теряя свое исходное интеллектуальное своеоб-
Разие, превращаясь в догмат, т. е. абсолютную истину на эмоцио-
Нальной основе. Собственно говоря, только в этом своем превра-
Щенном, практически иррациональном виде идея и может оказы-
вать социально-регулирующее влияние на ≪массу≫. Под воздейст-
Вием каких-то идей мысли и чувства отдельных индивидов в боль-
шой группе принимают общее направление, что и составляет ≪за-
кон духовного единства толпы≫.
Хотя анализу собственно толпы, или ≪массы≫, Лебон уделял
Много внимания (детально останавливаясь на классификации раз-
Ных толп, их качественных особенностях, про- и антисоциальной
Направленности действий), основным предметом социального ис-
Следования он видел именно личность. Как изменяется сознание и
Поведение отдельного человека в рамках подобной большой груп-
Пы - вот тот вопрос, который оказался в центре его концепции.
Лебон отмечал следующие основные особенности поведения
личности в ≪массе≫ (толпе):
- становясь частью толпы, человек приобретает большее Созна-
Ние собственной силы и перестает обуздывать свои врожденные
Инстинкты, следовательно, повышается уровень его импульсивной
активности;
- вырвавшаяся на свободу иррациональность человека застав-
Ляет его жить больше чувствами, а не прислушиваться к доводам
Разума, следовательно, повышается уровень его эмоциональности и
снижается уровень критичности;
- возросшая в силу перечисленного восприимчивость к внуше-
нию и подверженность ≪заражению≫ идеями заставляют человека
Принести в жертву свои индивидуальные интересы и отказаться от
произвольного поведения;
- закономерным следствием становится снижение уровня инди-
Видуальной ответственности и фактическая передача этой функции
лидеру (≪вождю массы≫).
Нетрудно видеть определенную парадоксальность исследователь-
Ской позиции Лебона: личность он характеризует через те атрибуты,
которые, по сути, являются ≪безличностными≫. Заметим, что подоб-
Ный аспект анализа - изучение личности через процессы деперсона-
лизации, через ≪недостаток личностности≫ - довольно долго потом
Преобладал в социально-психологических исследованиях личности.
Лебон завершил характеристику личностных изменений, про-
Исходящих с человеком в результате его включенности в большие
социальные группы, необходимым требованием появления фигуры
Вождя, в котором должны персонифицироваться утерянные каж-
Дым членом толпы личностные атрибуты. Однако, описав его пси-
Хологические качества и те чувства, которые связывают вождя и
Рядовых членов толпы, он никак не объяснил механизмов его вы-
Движения. Именно эта проблема стала в дальнейшем предметом
Анализа для 3. Фрейда, а ее специфическое решение в рамках пси-
хоаналитической концепции обусловило основное содержание
Полемики Фрейда с Лебоном.
Основное содержание социально-психологических воззрений
Фрейда представлено в его работе 1921 г. ≪Психология масс и ана-
лиз человеческого Я≫ (вышедшей, заметим, спустя более 20 лет
после ≪Психологии масс≫ Лебона). Задавая в качестве ее централь-