Зилась в одном из основных концептов Дж.Г. Мида - понятии
обобщенного другого, представляющем собой результат интернали-
Зации индивидом социальных установок.
Таким образом, в центре внимания Дюркгейма как исследова-
теля ≪фактов коллективного сознания и коллективных способов
действия≫ были проблемы формирования социальных норм и их
Воздействия на человека. Именно этот аспект анализа он считал
собственным предметом социологии: ≪Основные социальные яв-
Ления - религия, право, мораль, эстетика - являются не чем иным,
Как системой ценностей, или общественных идеалов. Социология
Движется в сфере идеала: не приближается к нему, а берет его в ка-
Честве исходного пункта. Именно идеал составляет характерную
область ее изучения≫.
Во многом подобное понимание предмета было связано со спе-
Цификой решения вопроса о соотношении индивидуального и со-
циального. Согласно Дюрктейму, человек есть ≪раздвоенная реаль-
ность≫ (Homo duplex), в которой индивидуальное и социальное
Сосуществуют, фактически не смешиваясь. Наличие в языке множе-
Ства дихотомий для описания человеческой природы (тело и душа,
Чувства и разум, инстинкт и сознание) лишний раз доказывает,
Что полюс индивидуального, связанный с физическими потребно-
Стями человека, и полюс социального, отражающий наличие у него
Понятийного мышления и морали, достаточно жестко разведены.
Более того: человека делает человеком именно ≪всеобщее≫ как сим-
Волически представленное в его сознании общество.
Собственно, именно этот тезис Дюркгейма и вызывал наиболь-
Шее сопротивление его современников. Так, родоначальник ли-
Нии психологизма в социологии, оказавший большое влияние на
формирование социальной психологии как самостоятельной об-
ласти знания, Г.Тард не без иронии отмечал: ≪Очень трудно по-
Нять, как может случиться, что, окончательно отбросив индивидов,
мы получим в остатке общество≫. С его точки зрения, социум есть
Совокупность индивидов, каждый из которых определен веером
Потребностей, мотивов, влечений, причем большая часть из них
Имеет иррациональную природу и является бессознательной. Буду-
чи ≪итоговой суммой≫ подобных разнородных элементов, общест-
Во закономерно не подлежит однонаправленным изменениям, а по-
Тому всякие попытки изучения социальной динамики обречены на
Провал. Источником не только индивидуально-психологического,
но и социального служит ≪неизменная человеческая натура≫, и,
Следовательно, единственно возможная задача исследователя в
Социальных науках - изучение взаимного влияния людей друг на
Друга как в межличностном взаимодействии, так и в рамках боль-
Шой группы. И в том и в другом случае основным механизмом
Социального влияния выступает, по мысли Тарда, подражание: бла-
Годаря последнему не только транслируются модели поведения,
Верования, убеждения, но и само общество получает возможность
Поддерживать свою целостность.
Заметим, что эта критика не учитывала того факта, что Дюрк-
гейм отмечал не только регулирующую, но и ≪творящую≫, конст-
Руктивную функцию коллективных представлений. С его точки
зрения, не только все собственно человеческие ≪атрибуты≫ имеют
социальную природу, но и общество ≪живет≫ в коллективных пред-
Ставлениях своих членов и соответственно само в определенной
степени есть результат коллективного сознания. ≪Так как Вселен-
Ная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как
В своей целостности она мыслится только обществом, то оно ста-
новится родовым понятием, без которого не существует ничего≫.
Но этой идее Дюркгейма опять же было суждено ≪ожить≫ лишь
Спустя многие годы в методологии когнитивизма в социальной
Психологии.
Г. Тард был первым исследователем в области социальных наук,
Который поставил под сомнение страстную веру в человеческий
Разум, унаследованную западноевропейскими мыслителями от
Эпохи Просвещения. И хотя он остался на позициях парадигмы
Объяснения, соответственно отмечая, что основная роль социаль-
Ной психологии суть роль прогностическая (предсказание соци-
Ального поведения отдельного человека и групп людей через зна-
Ние индивидуально-психологических особенностей), его творче-
Ство послужило своеобразным толчком для последующего ста-