Зилась в одном из основных концептов Дж.Г. Мида - понятии

обобщенного другого, представляющем собой результат интернали-

Зации индивидом социальных установок.

Таким образом, в центре внимания Дюркгейма как исследова-

теля ≪фактов коллективного сознания и коллективных способов

действия≫ были проблемы формирования социальных норм и их

Воздействия на человека. Именно этот аспект анализа он считал

собственным предметом социологии: ≪Основные социальные яв-

Ления - религия, право, мораль, эстетика - являются не чем иным,

Как системой ценностей, или общественных идеалов. Социология

Движется в сфере идеала: не приближается к нему, а берет его в ка-

Честве исходного пункта. Именно идеал составляет характерную

область ее изучения≫.

Во многом подобное понимание предмета было связано со спе-

Цификой решения вопроса о соотношении индивидуального и со-

циального. Согласно Дюрктейму, человек есть ≪раздвоенная реаль-

ность≫ (Homo duplex), в которой индивидуальное и социальное

Сосуществуют, фактически не смешиваясь. Наличие в языке множе-

Ства дихотомий для описания человеческой природы (тело и душа,

Чувства и разум, инстинкт и сознание) лишний раз доказывает,

Что полюс индивидуального, связанный с физическими потребно-

Стями человека, и полюс социального, отражающий наличие у него

Понятийного мышления и морали, достаточно жестко разведены.

Более того: человека делает человеком именно ≪всеобщее≫ как сим-

Волически представленное в его сознании общество.

Собственно, именно этот тезис Дюркгейма и вызывал наиболь-

Шее сопротивление его современников. Так, родоначальник ли-

Нии психологизма в социологии, оказавший большое влияние на

формирование социальной психологии как самостоятельной об-

ласти знания, Г.Тард не без иронии отмечал: ≪Очень трудно по-

Нять, как может случиться, что, окончательно отбросив индивидов,

мы получим в остатке общество≫. С его точки зрения, социум есть

Совокупность индивидов, каждый из которых определен веером

Потребностей, мотивов, влечений, причем большая часть из них

Имеет иррациональную природу и является бессознательной. Буду-

чи ≪итоговой суммой≫ подобных разнородных элементов, общест-

Во закономерно не подлежит однонаправленным изменениям, а по-

Тому всякие попытки изучения социальной динамики обречены на

Провал. Источником не только индивидуально-психологического,

но и социального служит ≪неизменная человеческая натура≫, и,

Следовательно, единственно возможная задача исследователя в

Социальных науках - изучение взаимного влияния людей друг на

Друга как в межличностном взаимодействии, так и в рамках боль-

Шой группы. И в том и в другом случае основным механизмом

Социального влияния выступает, по мысли Тарда, подражание: бла-

Годаря последнему не только транслируются модели поведения,

Верования, убеждения, но и само общество получает возможность

Поддерживать свою целостность.

Заметим, что эта критика не учитывала того факта, что Дюрк-

гейм отмечал не только регулирующую, но и ≪творящую≫, конст-

Руктивную функцию коллективных представлений. С его точки

зрения, не только все собственно человеческие ≪атрибуты≫ имеют

социальную природу, но и общество ≪живет≫ в коллективных пред-

Ставлениях своих членов и соответственно само в определенной

степени есть результат коллективного сознания. ≪Так как Вселен-

Ная существует лишь постольку, поскольку она мыслится, и так как

В своей целостности она мыслится только обществом, то оно ста-

новится родовым понятием, без которого не существует ничего≫.

Но этой идее Дюркгейма опять же было суждено ≪ожить≫ лишь

Спустя многие годы в методологии когнитивизма в социальной

Психологии.

Г. Тард был первым исследователем в области социальных наук,

Который поставил под сомнение страстную веру в человеческий

Разум, унаследованную западноевропейскими мыслителями от

Эпохи Просвещения. И хотя он остался на позициях парадигмы

Объяснения, соответственно отмечая, что основная роль социаль-

Ной психологии суть роль прогностическая (предсказание соци-

Ального поведения отдельного человека и групп людей через зна-

Ние индивидуально-психологических особенностей), его творче-

Ство послужило своеобразным толчком для последующего ста-

Наши рекомендации