Также пошли по традиционному пути, характеризуя историю станов-
Ления социально-психологических идей сначала на Западе, а затем
В России конца XIX - начала XX в. Заметим сразу же, что подобное
Разделение не является следствием каких-либо идеологических раз-
Ногласий, а, скорее, отражает желание проследить истоки доста-
Точно драматичной судьбы социальной психологии в нашей стране.
Родоначальниками классической социологии по праву счита-
Ются О. Конт и Г. Спенсер. Не останавливаясь детально на харак-
теристике их концепций (это сделано в главе 6 данного учебника),
Отметим еще раз, что в большинстве случаев становление социоло-
Гии как новой предметной области было вызвано успехами естест-
венно-научного знания и подчинялось требованиям методологии
Позитивизма.
Хотя заимствования и аналогии производились этими исследо-
Вателями из разных областей естественных наук (Контом - из
Ньютоновской физики, Спенсером - из дарвиновской теории эво-
Люции), общими для зарождающегося структурного функциона-
Лизма в социологии стали интерес к анализу социальной структуры
И утверждение представления о развитии общества как о процессе
нарастающей социальной дифференциации. Известный ≪закон трех
стадий≫ социальной динамики Конта и ≪теория социальной эво-
люции≫ Спенсера, по сути, сходным образом решали вопрос о
Взаимоотношении личности и общества. Так, ведущим фактором
Социального прогресса признавался прогресс человеческого духа,
Считалось, что развитие общества обусловлено развитием опреде-
Ленных идей, основные интеллектуальные действия людей, какова
Бы ни была сложность современной им общественной структуры,
Универсальны и строятся по одинаковым законам, что, в свою
Очередь, определяет последовательное накопление знаний человека
О себе самом и окружающем его социальном мире. Очевидно, что
Подобная доминанта свободы и рационализма в данных концеп-
Циях была обусловлена общим влиянием интеллектуальной рево-
Люции эпохи Просвещения. Однако последняя была все-таки уже
Достаточно удалена во времени, и остается неясным, унаследован-
Ный или же собственный гуманистический пафос заставил, в част-
Ности, Спенсера во второй половине XIX в. рассматривать соци-
Альный прогресс как постепенное освобождение личности от оков
≪социального порядка≫.
Общим было также и понимание основной задачи новой науки -
прояснить законы установления и поддержания ≪социального по-
рядка≫, причем причины его возникновения рассматривались через
Призму определенных человеческих качеств. Так, согласно Конту,
у человека есть два психологических свойства, ведущих к ≪всеоб-
щему согласию≫: потребность пребывать в обществе себе подобных
И потребность в доброжелательной кооперации. Оба они есть след-
Ствие победы в ходе исторического развития социального инстинк-
Та над индивидуалистическим, доказательством чему служат воз-
Никающие на определенном этапе специфические формы деятель-
ности (совместный труд) и социальные институты (семья). Закреп-
Лению же подобного положения вещей способствуют конкретные
Механизмы социального контроля, базирующиеся, по выражению
Спенсера, на ≪страхе перед живыми и перед мертвыми≫ и вопло-
Щающиеся в создании государственных и религиозных социальных
Институтов.
С точки же зрения специфики способов анализа новое (≪пози-
тивное≫) знание о человеке как продукте окружающей социальной
Реальности должно было опираться на методы наблюдения и экспе-
Римента. И если в теории Конта формулируются лишь самые об-
щие требования к данному методическому аппарату (часть из них
не утратила актуальности и в наши дни, например: необходимость
Предварять результаты наблюдения определенными теоретически-
ми схемами, возможность анализа ≪патологических≫ вариантов
Протекания социальных процессов как естественного эксперимента
Для прояснения социально-нормативных закономерностей и т. п.),
То Спенсеру принадлежат интересные в своей социально-психоло-
гической конкретике ≪правила социологического метода≫.
Согласно им, основная методологическая проблема любого
Знания о социальной сущности человека коренится в факте вовле-
Ченности исследователя в те процессы, которые он анализирует.