Ми явлениями внешне абсолютно различных культур обнаружить
Универсальные операции человеческого ума.
В ходе развития этнопсихологии доминировали разные направ-
Ления, но в целом наблюдалось явное движение к универсализму,
Осознание того, что культуры - равные, внешне разные, но в основе
своей одинаковые - ≪играют разные вариации на общую тему≫,
Как писал Бэрри.
Социальная психология*
Убеждение, что социальная психология имеет короткую исто-
Рию, но богатое прошлое, разделяется, наверное, абсолютным
Большинством социальных психологов вне зависимости от их
Теоретических пристрастий и стало уже традиционным для исто-
Рико-гносеологических обзоров в данной области психологии. Во
Многом подобная согласованность мнений определяется тем, что
Проблема социальной детерминации различных психологических
Реальностей имеет многовековые традиции, причем не только
Изучения, но и сомнения.
Является ли человек в своей социальной сущности продуктом и
≪слепком≫ своего окружения, или же он творит его? Психологиче-
Ское есть результат социального влияния, или те или иные социаль-
Ные явления суть отражения психологических закономерностей?
Какой логике отдать предпочтение: социальному конструирова-
Нию личности или же конструированию личностью поля социаль-
* Раздел написан Е. П. Белинской и Е. М. Дубовской.
Ного? Рефлексии этих оппозиций подчинена история всего гума-
Нитарного знания - от Аристотеля и Платона, Гоббса и Локка,
Дюркгейма и Тарда до современности. Предмет социальной психо-
логии как самостоятельной науки складывался во многом через
попытки ответить на эти вопросы. И в этом смысле ≪богатство
прошлого≫ социальной психологии определяется западноевропей-
Ской традицией постановки проблемы человека.
Единодушие социальных психологов в констатации многообра-
зия своих ≪исторических корней≫ имеет и другие причины. Дело в
Том, что формирование социальной психологии как составной
Части психологической науки имело некоторые особенности. При
возникновении любой самостоятельной дисциплины можно выде-
Лить содержательные предпосылки в разнообразных смежных нау-
Ках, однако основные составные части психологического знания
Имели в качестве базовой (для становления их проблемного поля,
Понятийного аппарата и т.д.) именно психологическую науку.
Принципиальная особенность социальной психологии состоит в
том, что для нее таких ≪материнских≫ наук было, по крайней мере,
Две - психология и социология. Этим объясняется, в частности, тот
Факт, что многие исследователи, работавшие в этой области, имеют
Отношение как к социологии, так и к социальной психологии - до-
Статочно вспомнить Э. Дюркгейма, Г. Тарда, Дж. Г. Мида и многих
Других. Но дело не только в том, что социальную психологию как
на ранних этапах ее становления, так и сегодня ≪делали и делают≫
Не только психологи. Другим очевидным следствием наличия по-
добной ≪родительской семьи≫ стало основное предметное содержа-
Ние социальной психологии. Соотношение индивидуального и со-
Циального: социальная детерминация поведения человека, с одной
Стороны, и психологизация социальных процессов, с другой, - та-
Ковы два вектора становления предмета социальной психологии.
Изначально обе эти тенденции складывались и развивались доста-
точно изолированно, в рамках различных научных дисциплин, но
Постепенно, с усложнением взглядов как на психологические, так и
на социальные явления, формировался самостоятельный, социаль-
Но-психологический подход к решению одной из краеугольных
Проблем гуманитарного знания - проблемы личности и общества.
Понятно, что попытка рассмотреть становление предмета со-
Циальной психологии через призму данной проблемы сталкивает-
ся с определенными трудностями выбора: ≪богатство прошлого≫
Оборачивается в этом случае своей противоположностью, своеоб-
разным embarras de richesses (богатством выбора), тем более что
собственная ≪короткая история≫ социальной психологии задает
Для прошлого довольно локальные временные рамки.
Отдавая себе в этом отчет, мы посчитали возможным остановить-
Ся в дальнейшем лишь на некоторых ключевых фигурах классиче-
Ской западноевропейской социологии, тем более что в других раз-
Делах учебника многие их них представлены достаточно полно. Мы