Последние двадцать лет своей жизни ученый полностью посвятил
созданию десятитомной ≪Психологии народов≫. Предшественни-
Ками Вундта в создании новой науки были Лацарус и Штейнталь,
Но он серьезно отклонился от предложенного ими пути и после-
Довательно проводил основополагающую для социальной психо-
Логии мысль, что совместная жизнь индивидов и их взаимодейст-
Вие между собой должны порождать новые явления со своеобраз-
Ными законами, которые хотя и не противоречат законам инди-
Видуального сознания, но не содержатся в них. А в качестве этих
Новых явлений, иными словами, в качестве содержания души на-
Рода, он рассматривал общие представления, чувства и стремления
Многих индивидов.
Мирцимкоискин 257
По мнению Вундта, общие представления многих индивидов
Проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные
Элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним. Уже в
Ранних работах немецкого исследователя мы находим четкую
структуру продуктов творческого духа народов: язык содержит
Общую форму живущих в душе народа представлений и законы их
связи; мифы, понимаемые Вундтом в широком смысле как все пер-
Вобытное миросозерцание и даже начала религии, таят в себе пер-
воначальное содержание этих представлений в их обусловленности
чувствованиями и влечениями; обычаи включают возникшие из
Этих представлений поступки, характеризующиеся общими направ-
Лениями воли и зачатками правового порядка.
В России в начале XX столетия философ Г.Г.Шпет (1879-1940)
предпринял еще одну попытку создания этнической психологии,
Причем именно под этим названием. Наиболее подробно он изло-
жил свои взгляды в книге ≪Введение в этническую психологию≫,
Которая вышла из печати в 1927 г.
Полемизируя с Вундтом, для которого продукты духовной куль-
Туры есть психологические продукты, Шпет утверждал, что в са-
Мом по себе культурно-историческом содержании народной жизни
нет ничего психологического. Психологично другое - отношение
К продуктам культуры, к смыслу культурных явлений. Шпет пола-
Гал, что все они - язык, мифы, нравы, религия, наука - вызывают
У носителей культуры определенные переживания: как бы ни были
Люди различны, есть типически общее в их переживаниях как
≪откликах≫ на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.
Согласно концепции русского мыслителя, анализируя продукты
Культуры, этническая психология должна выявлять типические
коллективные переживания, иными словами, отвечать на вопросы:
Что народ любит? Чего боится? Чему поклоняется?
Многие идеи Шпета звучат исключительно современно, в част-
Ности его утверждение, что принадлежность человека к народу
определяется не биологической наследственностью, а сознательным
приобщением к тем культурным ценностям и святыням, которые
образуют содержание истории народа. Он писал, что человек сам
Духовно определяет себя, относит себя к данному народу, он может
даже ≪переменить≫ народ, войти в состав и дух другого народа, но
не ≪произвольно≫, а путем долгого и упорного труда пересоздания
Детерминирующего его духовного уклада.
Идеи Лацаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета в боль-
Шинстве случаев остались на уровне голых объяснительных схем,
А их концептуальные модели не были реализованы в конкретных
Психологических исследованиях. Но непреходящая ценность этно-
Психологии XIX - начала XX в. состоит в том, что ее творцы по-
Пытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром
Культуры. Хотя социальная психология, которая в XX в. получила
Развитие как экспериментальная наука, отбросила психологию на-
родов за ≪спекулятивность≫ методов и средств анализа, идеи пер-
Вых этнопсихологов о связях культуры с внутренним миром чело-
Века в США были подхвачены другой наукой - культурной антро-
Пологией, к чему мы еще вернемся в дальнейшем.
Первые серьезные сравнительно-культурные исследования в
Экспериментальной психологии, точнее в общей психологии, дати-
Руются концом XIX в. Основателем сравнительно-культурной пси-
Хологии является английский исследователь У. Риверс (1864-1922).
На островах пролива Торреса, на Новой Гвинее и в Индии Риверс
Проверял так называемую компенсаторную гипотезу, согласно ко-
Торой первобытные народы достигли высокого развития перцеп-
Тивных процессов, но за счет меньшего развития умственных спо-