Дующему жизненному циклу. Это исследование Ш.Бюлер фактиче-
Ски было первой работой, в которой дается анализ пубертатного
Возраста в единстве биологического и психологического развития.
Ей также принадлежат первые исследования, посвященные исто-
Рии становления возрастной психологии и тенденций ее развития.
Эти статьи Ш. Бюлер стали отправными точками для всех после-
Дующих работ по данной проблематике.
Изучая психическое развитие детей, французский психолог
А. Валлон (1879-1962) сосредоточился на проблеме, каким образом
Действие превращается в сознание. Не менее важным для сравни-
Тельной генетической психологии Валлона является продолжение
Традиций французской социологической школы, так как он также
Был убежден, что ребенок не может нормально развиваться вне
Социального окружения, которое влияет на становление его интел-
Лекта, его личности. Таким образом, в своей теории он старался
Избежать крайностей в трактовке роли биологического и социаль-
Ного в развитии психики, отвергал как сведение психического раз-
Вития к биологическому созреванию, так и отождествление его с
Усвоением социальных ролей.
Валлон считал, что психическое развитие представляет собой
Последовательную смену стадий, в основе которой лежит структур-
Ная перестройка психики; при этом перестраиваются не только от-
дельные психические процессы (например, ведущая роль переходит
От движения к мышлению), но и личность ребенка в целом. Разви-
Вающие воздействия внешнего мира преломляются ребенком в его
Переживаниях, т.е. связь детей с миром взрослых и миром предме-
Тов опосредуется эмоциями. Таким образом, с точки зрения Валло-
На, ребенок становится способен к психической жизни благодаря
Эмоциям. Значительная роль эмоций состоит и в том, что они спо-
Собствуют объединению, переходу различных сторон развития друг
В друга. Так, эмоции объединяют внешний и внутренний мир детей,
Органическое и психическое. Плач ребенка, связанный первона-
Чально с неудовлетворением органических потребностей, начинает
В дальнейшем сигнализировать о психологической фрустрации.
Эмоции связаны и с движениями, которые, особенно на ранних
Этапах развития, отражают эмоциональное состояние. Однако не
Менее важная роль движения связана и с исследованием внешнего
Мира, развитием знаний об окружающем. Первоначально состав-
Ленное на основе действий, знание переходит постепенно в созна-
Ние. Изучению этого перехода посвящена одна из основных книг
Валлона - ≪От действия к мысли≫.
С его точки зрения, важнейшим фактором, способствующим
Этому переходу, является подражание, которое он рассматривает
как главный источник становления образного плана. При этом дети
Подражают прежде всего действиям взрослых и, отождествляя себя
С ними, начинают осознавать разницу между собой и предметом
Взаимодействия. Таким образом, в процессе собственного, спонтан-
Ного взаимодействия с предметом сенсомоторная слитность пове-
Дения, в котором действия связаны с образом предмета, не нару-
Шается. Взрослый, которому подражает ребенок, нарушает сенсо-
Моторную слитность. Именно это и позволяет рассматривать каче-
Ства предметов, связи и соотношения между ними в отрыве от
внешнего действия, во внутреннем, мыслительном плане.
Параллельно с интеллектуальным происходит и личностное
Развитие детей. Важную роль в этом процессе играют эмоции, ко-
Торые в младенчестве лежат в основе слитности ребенка с другими,
невозможности отделить свое ≪Я≫ от других людей. Кризис трех
Лет, по мнению Валлона, как раз и связан с появлением собствен-
Ной личности, выделением себя из окружающего мира. Эти данные
Валлона подтверждаются наблюдениями и других ведущих пси-
Хологов, описывавших кризис трех лет. В дальнейшем происходит
Чередование фаз развития личности, переходящей от негативизма,
Противопоставления себя окружающим, к соединению с ними, что
проходит на фоне усиления самостоятельности и интереса к соб-
Ственному духовному миру.
Хотя теория Валлона и не является последней теорией возраст-
Ной психологии, другие концепции развития психики настолько
Прочно вплетены в логику и методологию определенного психо-
Логического направления, что целесообразней их рассматривать в
Рамках конкретных школ.
Этническая психология*
Специфику этнопсихологии можно обозначить как изучение