В полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для
Полноценного психического развития, Бюлер анализировал и роль
Культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, его эмо-
Циональной сферы. Он выделял три основные стадии психическо-
го развития:
- инстинкт,
-дрессуру (образование условных рефлексов),
- интеллект (появление ага-переживания, осознания проблемной
Ситуации).
Помимо интеллектуального развития при переходе от стадии к
Стадии происходит эмоциональное развитие, причем удовольствие
От деятельности смещается из конца в начало., Так, при инстинкте
Сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от
него (например, лягушка, не осознавая мотива, вначале прыгает за
Мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При
Дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно: собачка,
Прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец,
При интеллекте человек может представить, какое удовольствие он
получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом
Еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия
Является стадией культуры и позволяет наиболее гибко и адекватно
Приспособиться к среде, считал Бюлер.
По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после
Года, причем сначала он проявляется в основном во внешней дея-
Тельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней.
Говоря о значении детской игры для психического развития,
Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций. Мо-
дифицировав теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функцио-
нального удовольствия. Он считал, что игра находится на стадии
Дрессуры, потому игровая деятельность связана с получением
Функционального удовольствия и в игре нет своего продукта. Это
Объясняется не тем, что она служит только для упражнения врож-
Денных инстинктов, а тем, что игра и не нуждается в продукте, так
Как ее цель - это сам процесс игровой деятельности. Таким обра-
Зом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а
Также мотивации упражнения, необходимого для психического раз-
Вития ребенка.
Значительный вклад в исследование психического развития де-
Тей внесла и жена К. Бюлера - Ш.Бюлер (1893-1974). Окончив,
как и ее муж, Берлинский университет, она с самого начала увлек-
Лась психологией детства, создав после переезда в Вену первую в
Австрии школу возрастной психологии. Эта школа стала известна
Своими работами, посвященными диагностике психического разви-
Тия детей. Одним из важнейших открытий Ш. Бюлер в это время
Стало исследование отклонений в психическом развитии, в частно-
Сти проблем, которые возникают у детей в кризисные периоды
Жизни. Полученные при диагностике данные привели ее к мнению
О том, что кроме коэффициента интеллекта (или коэффициента раз-
вития, как его называла Ш. Бюлер) необходимо учитывать и ≪про-
филь развития≫ ребенка, который показывает динамику и соотно-
Шение параметров развития различных сторон его психики.
Большое значение имели и работы Ш. Бюлер, посвященные изу-
чению жизненного пути человека. Фактически она одной из первых
Ввела это понятие, рассматривая жизнь как целостное становление
Личности. Главной движущей силой этого развития, с ее точки зре-
ния, служит потребность личности в ≪самоосуществлении≫, кото-
Рая по-разному проявляется в течение жизни. Эти исследования
Позднее, в американский период жизни, привели Ш. Бюлер в Ассо-
Циацию гуманистической психологии, президентом которой она
Стала в 1970 г.
Экспериментальное исследование различных периодов жизнен-
ного пути утвердило ее во мнении, что наиболее важен пубертат-
ный период, так как это период созревания, связанный со становле-
Нием особой потребности - потребности в дополнении. Именно в
Этом, по ее мнению, коренятся все проблемы данного возраста.
Ш. Бюлер пришла к выводу о том, что культура накладывает суще-
Ственный отпечаток на становление личности подростков, причем с
Развитием общества удлиняется период пубертатности. Выделив в
Этом периоде негативную и позитивную фазы, она, как и Выгот-
Ский, пришла к выводу, что критические периоды сопровождают
Весь жизненный путь личности, при этом отрицательные пережива-
Ния, агрессивность и негативизм сменяются новыми качественными
Приобретениями, новыми источниками радости при переходе к сле-