В полной мере. Исходя из мысли о необходимости обучения для

Полноценного психического развития, Бюлер анализировал и роль

Культуры, ее влияние на формирование психики ребенка, его эмо-

Циональной сферы. Он выделял три основные стадии психическо-

го развития:

- инстинкт,

-дрессуру (образование условных рефлексов),

- интеллект (появление ага-переживания, осознания проблемной

Ситуации).

Помимо интеллектуального развития при переходе от стадии к

Стадии происходит эмоциональное развитие, причем удовольствие

От деятельности смещается из конца в начало., Так, при инстинкте

Сначала происходит действие, а затем наступает удовольствие от

него (например, лягушка, не осознавая мотива, вначале прыгает за

Мухой, глотает ее, а затем получает удовольствие от еды). При

Дрессуре деятельность и удовольствие идут параллельно: собачка,

Прыгая через обруч, в награду получает кусочек сахара. Наконец,

При интеллекте человек может представить, какое удовольствие он

получит, к примеру, от вкусной конфетки или от общения с другом

Еще до начала этой деятельности. Именно интеллектуальная стадия

Является стадией культуры и позволяет наиболее гибко и адекватно

Приспособиться к среде, считал Бюлер.

По его мнению, интеллект начинает развиваться у детей после

Года, причем сначала он проявляется в основном во внешней дея-

Тельности (шимпанзеобразный возраст), а затем уже во внутренней.

Говоря о значении детской игры для психического развития,

Бюлер подчеркивал ее роль именно в формировании эмоций. Мо-

дифицировав теорию Гросса и Штерна, он ввел понятие функцио-

нального удовольствия. Он считал, что игра находится на стадии

Дрессуры, потому игровая деятельность связана с получением

Функционального удовольствия и в игре нет своего продукта. Это

Объясняется не тем, что она служит только для упражнения врож-

Денных инстинктов, а тем, что игра и не нуждается в продукте, так

Как ее цель - это сам процесс игровой деятельности. Таким обра-

Зом, в теории игры появилось первое объяснение ее мотивации, а

Также мотивации упражнения, необходимого для психического раз-

Вития ребенка.

Значительный вклад в исследование психического развития де-

Тей внесла и жена К. Бюлера - Ш.Бюлер (1893-1974). Окончив,

как и ее муж, Берлинский университет, она с самого начала увлек-

Лась психологией детства, создав после переезда в Вену первую в

Австрии школу возрастной психологии. Эта школа стала известна

Своими работами, посвященными диагностике психического разви-

Тия детей. Одним из важнейших открытий Ш. Бюлер в это время

Стало исследование отклонений в психическом развитии, в частно-

Сти проблем, которые возникают у детей в кризисные периоды

Жизни. Полученные при диагностике данные привели ее к мнению

О том, что кроме коэффициента интеллекта (или коэффициента раз-

вития, как его называла Ш. Бюлер) необходимо учитывать и ≪про-

филь развития≫ ребенка, который показывает динамику и соотно-

Шение параметров развития различных сторон его психики.

Большое значение имели и работы Ш. Бюлер, посвященные изу-

чению жизненного пути человека. Фактически она одной из первых

Ввела это понятие, рассматривая жизнь как целостное становление

Личности. Главной движущей силой этого развития, с ее точки зре-

ния, служит потребность личности в ≪самоосуществлении≫, кото-

Рая по-разному проявляется в течение жизни. Эти исследования

Позднее, в американский период жизни, привели Ш. Бюлер в Ассо-

Циацию гуманистической психологии, президентом которой она

Стала в 1970 г.

Экспериментальное исследование различных периодов жизнен-

ного пути утвердило ее во мнении, что наиболее важен пубертат-

ный период, так как это период созревания, связанный со становле-

Нием особой потребности - потребности в дополнении. Именно в

Этом, по ее мнению, коренятся все проблемы данного возраста.

Ш. Бюлер пришла к выводу о том, что культура накладывает суще-

Ственный отпечаток на становление личности подростков, причем с

Развитием общества удлиняется период пубертатности. Выделив в

Этом периоде негативную и позитивную фазы, она, как и Выгот-

Ский, пришла к выводу, что критические периоды сопровождают

Весь жизненный путь личности, при этом отрицательные пережива-

Ния, агрессивность и негативизм сменяются новыми качественными

Приобретениями, новыми источниками радости при переходе к сле-

Наши рекомендации