Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря

Тому, что механизмом психического развития является интроцеп-

Ция, т. е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, ко-

Торые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные

Возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он

Еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку

Осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую,

Оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старает-

Ся взять из среды все то, что соответствует его потенциальным

Склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые проти-

Воречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним

Влиянием (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка

Имеет и положительное значение для его развития, так как именно

Отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у

детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация,

задерживая интроцепцию, т. е. принятие, интериоризацию данных,

Заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того,

Чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения

И что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное

Отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны

С оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей

И развитию у них рефлексии.

Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции

И мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направле-

Ние развития всех психических процессов одинаково - от перифе-

Рии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание

(восприятие), вслед за ним - представление (память), а затем -

Мышление, т. е. от смутных представлений они переходят к позна-

Нию сути окружающего.

Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые

Провел систематическое наблюдение за процессом формирования

речи. Результаты этой работы нашли отражение в его книге ≪Язык

детей≫ (1907). Выделив несколько периодов в процессе развития

Речи, он подчеркивал, что наиболее важным из них является тот,

который связан с открытием детьми значения слова, пониманием

Того, что каждый предмет имеет свое название; такое понимание

приходит к ним примерно в полтора года. Этот период, о котором

Впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для ис-

Следования речи практически всеми учеными, занимавшимися дан-

Ной проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у

Детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые

Нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил

Основные тенденции, определяющие это развитие, главными из ко-

Торых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к

Предложению.

Большое значение имело исследование Штерном своеобразия

Аутистического мышления. Он доказал, что этот вид мышления

Сложнее, чем мышление реалистическое, а потому вторичен и не

Может появляться в онтогенезе раньше, как это предполагал в

Своих первых работах Ж. Пиаже. Штерн также исследовал генезис

Детского рисунка и проанализировал роль рисования в психиче-

ском развитии детей. Главным здесь является открытие Штерном

Роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к поня-

Тиям. Эта идея Штерна, развитая впоследствии К.Бюлером, помог-

Ла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического,

Или модельного, мышления, на основе которого разработаны мно-

Гие современные концепции развивающего обучения детей.

Таким образом, можно без преувеличения сказать, что работы

В.Штерна повлияли практически на все области возрастной пси-

Хологии - от исследования когнитивных процессов до изучения

Развития личности, эмоций или периодизации детского развития,

Так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимав-

Шихся проблемами психики ребенка.

Значительный вклад в развитие возрастной психологии внес

Известный немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963). После окон-

чания Берлинского университета он сначала примкнул к Вюрц-

Бургской школе, однако постепенно отошел от этого направления

И создал свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г.

Он жил и работал в Вене, а с 1938 г. - в США.

В своей теории он пытался объединить позиции Вюрцбургской

Школы и гештальтпсихологии, трансформируя понятие ассоциа-

Наши рекомендации