Сохранение индивидуальных особенностей возможно благодаря
Тому, что механизмом психического развития является интроцеп-
Ция, т. е. соединение ребенком своих внутренних целей с теми, ко-
Торые задаются окружающими. Штерн считал, что потенциальные
Возможности ребенка при рождении достаточно неопределенны, он
Еще не осознает себя и свои склонности. Среда помогает ребенку
Осознать себя, организует его внутренний мир, придает ему четкую,
Оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старает-
Ся взять из среды все то, что соответствует его потенциальным
Склонностям, и ставит барьер на пути тех влияний, которые проти-
Воречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним
Влиянием (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка
Имеет и положительное значение для его развития, так как именно
Отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у
детей, служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация,
задерживая интроцепцию, т. е. принятие, интериоризацию данных,
Заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того,
Чтобы понять, что именно нужно ему для хорошего самоощущения
И что конкретно в окружающем вызывает у него отрицательное
Отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны
С оценкой окружающего, помогают процессу социализации детей
И развитию у них рефлексии.
Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции
И мышление тесно связаны между собой, но и в том, что направле-
Ние развития всех психических процессов одинаково - от перифе-
Рии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание
(восприятие), вслед за ним - представление (память), а затем -
Мышление, т. е. от смутных представлений они переходят к позна-
Нию сути окружающего.
Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые
Провел систематическое наблюдение за процессом формирования
речи. Результаты этой работы нашли отражение в его книге ≪Язык
детей≫ (1907). Выделив несколько периодов в процессе развития
Речи, он подчеркивал, что наиболее важным из них является тот,
который связан с открытием детьми значения слова, пониманием
Того, что каждый предмет имеет свое название; такое понимание
приходит к ним примерно в полтора года. Этот период, о котором
Впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для ис-
Следования речи практически всеми учеными, занимавшимися дан-
Ной проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у
Детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые
Нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил
Основные тенденции, определяющие это развитие, главными из ко-
Торых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к
Предложению.
Большое значение имело исследование Штерном своеобразия
Аутистического мышления. Он доказал, что этот вид мышления
Сложнее, чем мышление реалистическое, а потому вторичен и не
Может появляться в онтогенезе раньше, как это предполагал в
Своих первых работах Ж. Пиаже. Штерн также исследовал генезис
Детского рисунка и проанализировал роль рисования в психиче-
ском развитии детей. Главным здесь является открытие Штерном
Роли схемы, помогающей детям перейти от представлений к поня-
Тиям. Эта идея Штерна, развитая впоследствии К.Бюлером, помог-
Ла открытию новой формы мышления - наглядно-схематического,
Или модельного, мышления, на основе которого разработаны мно-
Гие современные концепции развивающего обучения детей.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что работы
В.Штерна повлияли практически на все области возрастной пси-
Хологии - от исследования когнитивных процессов до изучения
Развития личности, эмоций или периодизации детского развития,
Так же как и на взгляды многих выдающихся психологов, занимав-
Шихся проблемами психики ребенка.
Значительный вклад в развитие возрастной психологии внес
Известный немецкий психолог К.Бюлер (1879-1963). После окон-
чания Берлинского университета он сначала примкнул к Вюрц-
Бургской школе, однако постепенно отошел от этого направления
И создал свою концепцию психического развития ребенка. С 1922 г.
Он жил и работал в Вене, а с 1938 г. - в США.
В своей теории он пытался объединить позиции Вюрцбургской
Школы и гештальтпсихологии, трансформируя понятие ассоциа-