Вершает этот процесс. Отмечая огромное значение социального ок-
Ружения, которое стимулирует формирование познавательных фун-
Кций, Болдуин выделял и специальные механизмы развития мышле-
Ния - ассимиляцию (интериоризацию воздействий среды) и акко-
модацию (изменения организма). Эти положения теории Болдуина
Оказали влияние на взгляды известного психолога Ж. Пиаже, кото-
рый в тот период обучался в Женевском университете и был учени-
Ком одного из ближайших друзей Болдуина - Э. Клапареда.
Как уже отмечалось, исследованиями социального развития де-
Тей занималась М.Мид (1901-1978), известный американский этно-
Психолог, этнограф и социолог. Окончив в 1924 г. Колумбийский
университет, она начала работать в школе известного этнографа
Ф. Боаса. В 1929 г. Мид защитила докторскую диссертацию, стала
Сотрудником, а позднее куратором отделения этнологии Амери-
Канского музея естественной истории, профессором антропологии
Колумбийского университета и университета Фордем.
Основное внимание Мид уделяла проблемам социализации де-
Тей в разных культурах, причем объектом ее изучения были в ос-
Новном не современные, а традиционные общества, традиционная,
Замкнутая культура, сохранившаяся в отдельных районах Полине-
зии и Латинской Америки. В своих работах ≪Взросление на Самоа≫
(1928), ≪Как растут на Новой Гвинее≫ (1930), ≪Пол и темперамент
в трех примитивных обществах≫ (1935), ≪Исследования националь-
ного характера≫ (1951), ≪Культура и преемственность≫ (1970) она
Исследовала большой круг проблем - от развития половой иденти-
Фикации и особенностей дето-родительских отношений до струк-
Туры национального характера и причин конфликтов между раз-
Ными поколениями.
Доказывая ведущую роль социокультурных факторов в психи-
ческом развитии детей, Мид на примере различных культур пока-
Зала, что особенности полового созревания, формирования струк-
Туры самосознания, самооценки зависят в первую очередь от куль-
Турных традиций данного народа, особенностей воспитания и
Обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Она ввела
в психологию новый термин инкультурация.
Развивая теорию ≪модальной личности≫ Бенедикт, Мид показа-
Ла, что существует ограниченный набор типов темперамента, каж-
Дый из которых характеризуется определенным сочетанием врож-
Денных качеств и способов поведения (в частности, выражения эмо-
Ций), одобряемых в данном обществе. При этом социально одоб-
Ряемое поведение (главным образом половое) стилизуется культу-
Рой в соответствии с контрастирующими моделями темперамента.
Поэтому тот, чей темперамент не совместим с типом социальных
Эмоций, требуемым данной культурой, оказывается в уязвимом
Положении, и его отчуждение от общества является, с точки зрения
Мид, вполне закономерным и прогнозируемым.
Стремление исследовать механизмы передачи культурных цен-
Ностей от поколения к поколению привело Мид к изучению дина-
Мики формирования национального характера, этических и поло-
Вых стандартов поведения, взаимоотношений между различными
Поколениями. Исследуя причины студенческих волнений 60-х го-
дов, она в своей работе ≪Культура и преемственность≫ (1970) при-
Шла к выводу о том, что конфликты между поколениями связаны
С темпом общественного развития и господствующим типом семей-
Ной организации. Ею было выделено три типа культур в истории
человечества - постфигуративные (дети учатся у своих предков),
Конфигуративные (дети и взрослые учатся в основном у своих свер-
стников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих
Детей). Ее взгляды оказали большое влияние не только на развитие
Этнопсихологии, но и на концепции психологии личности и воз-
Растной психологии, наглядно показав роль социального окруже-
Ния, культуры в процессе формирования психики ребенка.
Если для Болдуина и Мид наибольший интерес представляло
Изучение взаимодействия личности и общества, то немецкий пси-
Холог В.Штерн (1871-1938) поставил в центр своих исследователь-
Ских интересов духовное развитие ребенка.
Штерн окончил Берлинский университет, где он учился у извест-
Ного психолога Г. Эббингауза. После получения докторской степе-
ни его пригласили в 1897 г. в университет Бреслау, где он прора-
Ботал в должности профессора психологии до 1916 г. Оставаясь
профессором этого университета, Штерн основал в 1906 г. в Бер-