Учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том

Что зародыши в своем эмбриональном развитии проходят те же

Стадии, что и весь этот род за время своего существования. Холл же

Распространил действие биогенетического закона на психику чело-

Века, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка

Кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики

Человека.

В созданной Холлом теории рекапитуляции утверждалось, что

последовательность и содержание этих этапов заданы генетически,

Потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего разви-

Тия ребенок не может.

Ученик Холла К. Гетчинсон на основании теории рекапитуля-

Ции создал периодизацию психического развития, критерием в ко-

Торой был способ добывания пищи. При этом действительные

Факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, свя-

Зывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добы-

вания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим

Не только для биологического, но и для психического развития. Он

Выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы

Которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпа-

Дал с началом следующей.

От рождения до 5 лет - стадия рытья и копания. На этой ста-

Дии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулиро-

Вать с ведерком и совочком.

От 5 до 11 лет - стадия охоты и захвата. На этой стадии дети

Начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жесто-

Кость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних,

И стремление делать многие вещи тайком.

От 8 до 12 лет - пастушеская стадия. В этот период дети

Стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои

Укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они

Также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы

Было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, осо-

Бенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и

Нежности.

От 11 до 15 лет - земледельческая стадия, которая связана с

Интересом к погоде, к явлениям природы, а также с любовью к

Садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей по-

Являются наблюдательность и осмотрительность.

От 14 до 20 лет - стадия промышленности и торговли, или

Стадия современного человека. В это время дети начинают осоз-

Навать роль денег, а также значение арифметики и других точных

Наук. Кроме того, у них возникает стремление обмениваться раз-

Личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т. е. с пастушеской стадии, на-

Ступает эра цивилизованного человека, и именно с этого возраста

Детей можно систематически обучать. При этом он исходил из

Идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над опре-

Деленным этапом психического развития, так как созревание ор-

Ганизма подготавливает основу для обучения.

И Холл, и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой

Стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на ка-

Кой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.

Исходя из необходимости прохождения детьми всех стадий психи-

Ческого развития человечества, Холл разработал и механизм, кото-

Рый помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реаль-

Но ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пере-

Жило человечество, переход от одной стадии к другой происходит

В игре, которая и служит таким специфическим механизмом. Так

Появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д.

Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении

Своих инстинктов, которые таким образом изживаются, в том

Числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии - комплексной науки о

Ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т. е. идея о

Том, что ребенок представляет собой центр исследовательских ин-

Тересов многих профессионалов - психологов, педагогов, биологов,

Педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из

Всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет от-

Ношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет

Все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла бы-

Ли довольно скоро пересмотрены, педология, созданная им, очень

Быстро завоевала популярность во всем мире и просуществовала

Наши рекомендации