Лась возможность разработки новых, экспериментальных методов
Которые можно было применить и для изучения психического раз-
Вития детей. Естественно, что прежние методы, используемые об-
Щей психологией, главным образом метод самонаблюдения, в но-
Вой науке не могли применяться. Поэтому такое значение для ее
Развития имело появление экспериментальной психологии В. Вунд-
Та, а также объективных методов исследования памяти, разрабо-
Танных Г. Эббингаузом.
Не меньшее значение имели работы Ф. Гальтона, который раз-
Работал многие методы экспериментального исследования детей,
Впервые применив в психологии способы статистической обработ-
Ки результатов. Он же разработал первые тесты, дальнейшее при-
Менение и популярность которых связана уже с именем А. Бине,
Который использовал специальные тесты для исследования ин-
Теллектуального развития детей.
Развитие возрастной психологии в XIX-XX вв. В конце XIX -
Начале XX в. развитие возрастной психологии было тесно связано
с педологией, наукой о детях, созданной американским психологом
С.Холлом (1846-1924). Он был учеником В.Вундта, в психологи-
Ческой лаборатории которого стажировался несколько лет. В Лейп-
Циге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя
Роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. По
Возвращении в США он обратился к возрастной психологии, не-
Посредственно связанной с практическими проблемами школьной
жизни. В 1883 г. он организовал при Балтиморском университете
Первую в США экспериментальную лабораторию, в которой на-
Чалось изучение психического развития детей, преимущественно
Подростков. Холл также был основателем первых журналов, по-
Священных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его
редакцией стал издаваться журнал ≪Педагогический семинар и
журнал генетической психологии≫, а с 1910 г. - ≪Журнал педаго-
гической психологии≫.
Начиная с конца XIX в. С.Холл - один из ведущих ученых
США. Он стал и одним из организаторов первых профессиональ-
Ных сообществ американских психологов. По его инициативе в
Г. была создана Ассоциация американских психологов, он
Также сыграл большую роль в приглашении З.Фрейда в 1909 г. с
Лекциями, которые прошли с большим успехом и положили нача-
Ло американскому психоанализу.
Однако известность Холлу принесли главным образом его ис-
Следования психического развития детей. Хотя идея о необходи-
Мости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прош-
Лого века, но, как упоминалось выше, исследований, в центре кото-
Рых стояла бы именно эта задача, еще не существовало. Г. Спен-
Сер, который впервые заговорил о развитии психики в процессе
Адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические
И общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в
Первую очередь обратил внимание на то, как важно изучать ста-
Новление психики конкретного ребенка, анализ этого процесса
Может стать генетическим методом для общей психологии. Им на-
Писаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии
И положившие начало плодотворному развитию этой отрасли
психологии в Америке - ≪Юность≫ (1904) и ≪Проблемы воспита-
ния≫ (1911).
В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и
Юношеского возраста, разработав для них специальные вопросни-
Ки, целью которых было изучение различных сторон психики ребят.
Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора
Сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре
их содержание расширилось, появились специальные анкеты для
подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети долж-
Ны были рассказать не только о своих знаниях, представлении о
Мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях,
В частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних
Воспоминаниях, о своих радостях и опасениях. Статистически обра-
ботанные ответы помогали представить целостную картину психо-
Логических особенностей детей разных возрастов. Материалы, по-
Лученные в исследовании Холла, позволяли также составить комп-
Лексную характеристику детей, провести анализ их проблем как с
Точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу,
Что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный