Числа осознаваемых явлений. По мнению Жане, ограниченное поле
Сознания свойственно больным людям и детям. У детей это про-
Является в прерывистых действиях, минутном гневе или слезах, а у
Больных - в рассеянности или сосредоточении сознания на каком-
Нибудь одном пункте, забывании о присутствующих и т.д. Суже-
Ние поля сознания соответствует рудиментарной психике.
Исследование причин сужения поля сознания привело Жане к
анализу очень важного для психологии вопроса о соотношении
_________сознательного и бессознательного в человеческой психике. При этом
Он выстроил свою концепцию психики, отличную от известной
Теории Фрейда. Изучение пациентов с различными психическими
Заболеваниями показало, что психические расстройства влияют на
Возбуждение определенных функций, при этом наблюдается диссо-
Циация (распад, разложение) либо недавно образовавшейся функ-
Ции, либо древней. В условиях диссоциации древняя функция, кото-
Рую Жане относил к подсознанию, остается почти нетронутой.
При этом функции, находящиеся в области бессознательного, отде-
Лены от личного сознания. Иными словами, под бессознательным
Действием понимается такой акт, который обладает всеми призна-
Ками психического акта, за исключением того, что он никогда не
осознается выполняющим его субъектом. Например, воспоминание
Остается, несмотря на амнезию, речь и хождение обнаруживаются
Во сне, несмотря на мутизм и паралич в состоянии бодрствования.
Таким образом, внешне эти действия обладают разумностью, хотя
И совершаются вне нормального сознания субъекта.
Сознание связано с реальностью и проявляется в активной дея-
Тельности. Эта деятельность представляет собой синтетическую,
Она соединяет несколько явлений в одно новое, отличное от них.
При этом существуют два способа познавать явления: безличное
Ощущение и личное восприятие. Сознательное ощущение - это
Сложное целое, в котором комбинируются психические элементы,
Соответствующие простым движениям. Ощущения организуются в
Более сложные состояния - общие чувствования, последние соеди-
Няются между собой и образуют в каждый момент особое единство,
Которое называется идеей о личности. Другие психические комби-
Нации образуют различные понятия внешнего мира. Однако глав-
Ными факторами, определяющими личность человека, по мнению
Жане, являются два вида психической деятельности - творческая
И консервативная. Творческая деятельность синтезирует воспри-
Ятия в суждения, общие понятия, художественные, моральные или
Научные концепции. Консервативная же пытается сохранять и по-
Вторять информацию (ассоциация идей, память). Физическое здо-
Ровье и гармония духа зависят от сочетания этих сторон психики -
Творческой и консервативной.
Наряду с исследованиями психики на основе привлечения дан-
Ных психиатрии в этот период во французской психологии появи-
Лась школа, которая во главу угла ставила изучение социальных
Контактов. Если в первом случае для исследования закономерно-
Стей формирования психики использовался клинический метод,
То во втором - изучение людей в разных социальных ситуациях, в
Том числе и кросскультурные исследования.
Родоначальником этого направления, получившего название
Французской социологической школы, стал Э.Дюркгейм (1858-
Развивая позитивистскую концепцию Конта, он стремился
Создать объективную социологию как науку об обществе, изучаю-
щую особую духовную реальность. Он ввел термин ≪социологизм≫,
Под которым понимал несводимость социальной реальности к
Биологическим и психологическим явлениям. Общественные явле-
Ния необходимо связывать с особенной социальной средой, с оп-
Ределенным типом обществ, находя в его характеристиках причи-
Ны изучаемых феноменов.
Дюркгейм подчеркивал, что общество состоит из индивидов,
Но это не простое соединение частей, общества нет там, где есть
Одни только индивиды. Над индивидом стоит высшая духовная
Власть - коллектив. Целью коллективной жизни, по его мнению,
Является интеграция индивидов в сообщества, которые наделяют-
Ся моральным авторитетом и потому способны выполнять воспи-
Тательную функцию.
Индивид нуждается в обществе, потому что в сплоченном кол-