Они не могут существовать; 2) всякое вызванное в сознании ощу-
Щение или образ остается там до тех пор, пока не вытеснится дру-
Гим ощущением; 3) всякие ощущение и эмоция стремятся разви-
Ваться и завершаться, они проявляются всегда в специфических
Движениях и действиях.
Рудиментарное сознание представляет собой, по мысли Жане,
Низший уровень в структуре сознания. На следующих ступенях в
Иерархии находятся память, характер и личность. Память связана
С узнаванием и локализацией идей, при этом существенным элемен-
Том вспоминания является образное воспроизведение ранее испы-
Танного ощущения. Иначе говоря, для работы памяти необходимо
Обладать способностью испытывать ощущения. Сложные психиче-
Ские явления, идеи, произвольные движения, речь и т.д. у любого
Человека в каждый момент его жизни слагаются из образов опреде-
Ленной категории, и вспоминание этих сложных элементов зависит
От воспроизведения соответствующих элементарных образов.
Единство психических явлений, замеченных и понятых, дает на-
чало понятию о ≪Я≫. Это есть синтез психических явлений, но не
Ассоциация идей, так как последняя подразумевает лишь автомати-
ческое воспроизведение явлений одно за другим. Напротив, ≪Я≫ -
Это суждение, которое синтезирует различные факты, констатируя
Их единство из различных психических явлений, вызванных внеш-
Ними впечатлениями или автоматической игрой ассоциаций, обра-
Зующих новую идею - понятие о личности. Так Жане пришел к
важному положению своей теории о том, что в основе образования
личности, или ≪Я≫, лежит память. Если память изменяется, то ее
Модификации приводят к изменению личности и всей психической
Жизни. При этом он отмечает, что без взаимодействия между людь-
Ми невозможно развитие психики, становление личности.
Жане выстроил трехуровневую структуру сознания: элементар-
ные ощущения, затем память, а на ней базируется ≪Я≫, или лич-
Ность. Причем он разделял эти понятия, говоря о том, что личность
По своей природе метафизична, неизменна и неделима, а идея о
≪Я≫ изменяется в течение жизни. При этом болезни затрагивают
именно область ≪Я≫.
Детализируя эту схему, Жане писал о том, что самую высокую
Ступень занимает функция схватывания реальности во всех ее фор-
Мах, т. е. функция реального действия, причем это действие может
Производиться и в физической, и в социальной среде. Вторая сту-
Пень иерархии - те же операции, но лишенные того, что приводит
Их в совершенство, т. е. остроты чувства реального; это действия
без точного приспособления к новым фактам, ≪безучастные дейст-
вия и восприятия≫. На третьей ступени - идеи, рассуждения, вообра-
Жение, бесплодные мечтания, а на самом низком уровне находятся
Двигательные возбуждения, плохо приспособленные, бесполезные.
Таким образом, Жане указывал на иерархичность психических
Явлений, подразумевая под этим не просто смену одной ступени
Другой, а процесс сложного взаимодействия, синтеза психических
Образов. Этот подход опровергал идею Спенсера о том, что чело-
Веческое сознание в каждый момент содержит только одно явле-
Ние, а психическая жизнь заключается в их последовательной сме-
Не. Жане подчеркивал, что все люди в каждый момент времени
Располагают разным количеством идей. Психическая жизнь - это
Чередование явлений, причем каждое из них состоит из множества
Элементарных фактов.
Под воздействием различных факторов (усталости, утомления,
Душевного потрясения) у субъекта наблюдается снижение психо-
логической активности. При этом высшие явления, например во-
Левые действия, становятся невозможными, а низшие сохраняются
И развиваются на месте высших, т. е. происходит замещение. При
Этом исчезают практически все социальные функции, связанные
Со взаимодействием с другими людьми, так как их выполнение
Требует большого напряжения.
Жане также ввел в психологию такое важное понятие, как су-
жение поля сознания. Поле сознания - это наибольшее число про-
Стых или относительно простых образов, которые одновременно
Могут находиться в одном и том же сознании. Вундт называл это
≪пункт внутреннего взора≫. Поле сознания может изменяться по-
Добно полю зрения, оно вовсе не одинаково у всех людей и не ос-
Тается всегда неизменным у одного и того же субъекта. Сужение
Поля сознания - это психическая слабость, состоящая в уменьшении