Работы Рибо оказали значительное влияние на А. Бине, П. Жане

А.Пьерона, Ж.Дюма и других исследователей. Недаром его уче-

ник Ж. Дюма адресовал ему латинское изречение: ≪Мы все вышли

из тебя≫.

Развитие этого психологического направления было продол-

Жено учеником Ж.Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947).

Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психоло-

Гия должна быть патологической, так как, зная психические болез-

Ни, можно изучать нормальную психику. Вслед за К. Бернаром он

Утверждал, что болезненные и здоровые состояния подчиняются

Одним и тем же законам, так как при болезни наблюдается лишь

Усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном

Состоянии.

Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы

Исследования таких психических процессов, как восприятие, внима-

Ние, память; исследовал структуру сознания и личности, соотно-

Шение сознательного и бессознательного в содержании психики.

Совершенно по-новому, наперекор традиционным для того

Времени подходам, рассматривал Жане проблему свободы воли.

Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, эле-

Ментарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе

Не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он

Писал о ее производности от объективного процесса, в котором

Непременно представлен другой человек. При волевом акте мы

Испытываем особое чувство, чувство усилия, которое не наблюда-

Ется ни при каком действии иного характера. Иными словами,

Воля - это высший психический процесс, обладающий единством

И неделимостью, что мы можем наблюдать во всех наших психиче-

Ских процессах. Важным моментом является то, что при осознании

Данное впечатление усиливается. В этом заключается, по мнению

Жане, гармония механизма волевой деятельности, при которой

Наблюдается синтез огромного числа образов и идей. Отличие

Волевого акта от автоматического в том и заключается, что авто-

Матическое действие определяется конкретным образом или иде-

Ей, оно индивидуально. Поступки человека, поддающегося дейст-

Вию образа, так же индивидуальны, как и сами ощущения, их по-

Родившие. Волевой же акт становится следствием суждения или

Общей идеи, поэтому он независим. Суждение каждый раз стано-

Вится новым и неожиданным феноменом, возникающим среди ме-

Ханических движений, по отношению к которым оно является чем-

То недетерминированным и свободным. Таким образом, свобод-

Ным действие становится потому, что делается разумным и приоб-

Ретает мировую и моральную ценность. Эта связь свободы с ра-

Зумом и нравственностью в значительной степени сближает пози-

Цию Жане со взглядами российских психологов начала XX в., ко-

Торые также рассматривали волю не как спонтанную активность,

Но как производное интеллектуального развития и социальной си-

Туации. Общим является и подход к проблеме становления внут-

Реннего мира человека, который, по мнению Жане, строится в

Результате принятия внешних правил и норм поведения - социа-

Лизации. Однако ученый подчеркивал, что это не пассивный про-

Цесс, интериоризация происходит в процессе гиктивной переработки

Информации.

Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие

Проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство

И разум слиты воедино. При этом высшие психические функции

обладают важным качеством - единством (например, волевые дей-

Ствия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели),

Они синтезируют все элементарные функции.

Из этого положения вытекала необходимость изучения элемен-

Тарных форм сознания. Клинические наблюдения Жане показали,

Что есть так называемое рудиментарное сознание, хранящее совер-

Шенно изолированные ощущения, не способные действовать друг

На друга. Начальное ощущение может вызывать другие образы,

Но каждый образ остается изолированным, не соединяясь с дру-

Гими и не действуя на них. В рудиментарном сознании не только

Ощущения, но и эмоции, ассоциации идей могут существовать в

Зачаточном состоянии. Характерным признаком этого сознания

Является то, что оно безлично, т.е. не способно вызвать идею о

нашем ≪Я≫.

На основе полученных материалов Жане вывел законы, кото-

Рым подчиняются изолированные феномены сознания: 1) ощуще-

Ния и образы сопровождаются телесным движением, без которого

Наши рекомендации