Работы Рибо оказали значительное влияние на А. Бине, П. Жане
А.Пьерона, Ж.Дюма и других исследователей. Недаром его уче-
ник Ж. Дюма адресовал ему латинское изречение: ≪Мы все вышли
из тебя≫.
Развитие этого психологического направления было продол-
Жено учеником Ж.Шарко и коллегой Т.Рибо П.Жане (1859-1947).
Он также пришел к выводу о том, что экспериментальная психоло-
Гия должна быть патологической, так как, зная психические болез-
Ни, можно изучать нормальную психику. Вслед за К. Бернаром он
Утверждал, что болезненные и здоровые состояния подчиняются
Одним и тем же законам, так как при болезни наблюдается лишь
Усиление или ослабление явлений, существующих в нормальном
Состоянии.
Жане занимался многими проблемами - разрабатывал методы
Исследования таких психических процессов, как восприятие, внима-
Ние, память; исследовал структуру сознания и личности, соотно-
Шение сознательного и бессознательного в содержании психики.
Совершенно по-новому, наперекор традиционным для того
Времени подходам, рассматривал Жане проблему свободы воли.
Он считал, что психическая деятельность в ее примитивной, эле-
Ментарной форме есть деятельность автоматическая, в ее основе
Не лежит свобода воли. Доказывая вторичность природы воли, он
Писал о ее производности от объективного процесса, в котором
Непременно представлен другой человек. При волевом акте мы
Испытываем особое чувство, чувство усилия, которое не наблюда-
Ется ни при каком действии иного характера. Иными словами,
Воля - это высший психический процесс, обладающий единством
И неделимостью, что мы можем наблюдать во всех наших психиче-
Ских процессах. Важным моментом является то, что при осознании
Данное впечатление усиливается. В этом заключается, по мнению
Жане, гармония механизма волевой деятельности, при которой
Наблюдается синтез огромного числа образов и идей. Отличие
Волевого акта от автоматического в том и заключается, что авто-
Матическое действие определяется конкретным образом или иде-
Ей, оно индивидуально. Поступки человека, поддающегося дейст-
Вию образа, так же индивидуальны, как и сами ощущения, их по-
Родившие. Волевой же акт становится следствием суждения или
Общей идеи, поэтому он независим. Суждение каждый раз стано-
Вится новым и неожиданным феноменом, возникающим среди ме-
Ханических движений, по отношению к которым оно является чем-
То недетерминированным и свободным. Таким образом, свобод-
Ным действие становится потому, что делается разумным и приоб-
Ретает мировую и моральную ценность. Эта связь свободы с ра-
Зумом и нравственностью в значительной степени сближает пози-
Цию Жане со взглядами российских психологов начала XX в., ко-
Торые также рассматривали волю не как спонтанную активность,
Но как производное интеллектуального развития и социальной си-
Туации. Общим является и подход к проблеме становления внут-
Реннего мира человека, который, по мнению Жане, строится в
Результате принятия внешних правил и норм поведения - социа-
Лизации. Однако ученый подчеркивал, что это не пассивный про-
Цесс, интериоризация происходит в процессе гиктивной переработки
Информации.
Изучая структуру сознания, Жане подчеркивал, что все высшие
Проявления духа строятся на основе низших, где действие, чувство
И разум слиты воедино. При этом высшие психические функции
обладают важным качеством - единством (например, волевые дей-
Ствия, личность, которая подчиняет все поступки единой цели),
Они синтезируют все элементарные функции.
Из этого положения вытекала необходимость изучения элемен-
Тарных форм сознания. Клинические наблюдения Жане показали,
Что есть так называемое рудиментарное сознание, хранящее совер-
Шенно изолированные ощущения, не способные действовать друг
На друга. Начальное ощущение может вызывать другие образы,
Но каждый образ остается изолированным, не соединяясь с дру-
Гими и не действуя на них. В рудиментарном сознании не только
Ощущения, но и эмоции, ассоциации идей могут существовать в
Зачаточном состоянии. Характерным признаком этого сознания
Является то, что оно безлично, т.е. не способно вызвать идею о
нашем ≪Я≫.
На основе полученных материалов Жане вывел законы, кото-
Рым подчиняются изолированные феномены сознания: 1) ощуще-
Ния и образы сопровождаются телесным движением, без которого