Подчеркивал, что психические явления представляют собой по

Сути эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал

Необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процес-

Сами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущ-

Ности, но стороны одного и того же явления.

Многочисленные труды Рибо, посвященные исследованию прак-

Тически всех значимых психологических проблем (психофизиче-

Ской проблеме, вопросам патопсихологии, исследованию памяти,

Внимания, воли, эмоций, творчества и т.д.), были переведены на

Многие языки. Современники отмечали в них легкость изложения,

Обилие строго проверенных фактов и осторожность в выводах.

Эти достоинства в сочетании с новизной психофизического под-

Хода сделали их популярными не только среди специалистов, но и

Среди образованных людей вообще.

В 1870 г. вышла первая работа Рибо ≪Современная английская

психология≫, в которой он с позиций английского ассоцианизма

Критиковал господствующую в то время во Франции спиритуали-

Стическую психологию, прежде всего школу В. Кузена. В его по-

следующей работе ≪Современная германская психология≫ (1879)

Рибо не только дал обзор состояния психологии того времени, но

И изложил основы своего проекта построения психологии как эм-

Пирической науки, использующей данные патологии в качестве

Метода исследования психики нормальных людей.

Большое значение для развития эмпирической психологии имел

разработанный Рибо метод ≪естественного эксперимента≫. Идея

≪естественного эксперимента≫, или ≪эксперимента, поставленного

природой≫, была навеяна работами К. Бернара. С точки зрения

Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа,

Создавая людей разного типа, с разным уровнем развития (дикари,

Дети, взрослые цивилизованные люди) и разным уровнем психиче-

Ского здоровья (невротики, умственно отсталые люди и т.д.). До-

казывая значение ≪естественного эксперимента≫, Рибо подчерки-

Вал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом,

Образованном человеке, предлагая в качестве объекта психологи-

Ческого исследования триаду душевнобольной-дикарь-ребенок.

Этот метод использовался многими известными французскими

Психологами - П.Жане, Ш.Блонделем, А.Валлоном и др. Душев-

Ная болезнь рассматривалась ими как своеобразный патопсихоло-

Гический метод, как эксперимент, более надежный и репрезента-

Тивный (в особенности для исследования высших психических

Функций), чем эксперимент психофизический. Недостаток психофи-

Зического эксперимента, с точки зрения Рибо, заключался главным

Образом в том, что он не давал представления о высших психиче-

Ских процессах, в формировании которых, по его мнению, значи-

Тельную роль играли социальные факторы, игнорируемые при пси-

Хофизическом исследовании.

Рибо считал искусственным традиционное деление психических

Процессов на познавательные, эмоциональные и волевые, подчер-

Кивая их тесную взаимосвязь. Исследование внимания, мышления,

Воображения привело Рибо, как и Н. Н. Ланге, к мысли о большом

Значении двигательных компонентов в их развитии. Полученные

данные он изложил в книгах ≪Психология внимания≫ (1889), ≪Бо-

лезни памяти≫ (1881), ≪Болезни личности≫ (1885), ≪Болезни воли≫

(1888), ≪Опыт исследования творческого воображения≫ (1901) и др.,

В которых Рибо стремился реализовать свою программу, привлекая

Собранный психиатрами обширный материал.

Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформу-

лированный им закон обратного развития памяти. Он устанавли-

Вает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса

Восстановления в случае временной потери памяти. По этому зако-

ну, который также называется законом прогрессивного расстройства

памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому

И от сложного к простому. Так, прежде всего утрачивается воспро-

Изведение ближайших текущих событий, общих идей, чувство-

Ваний, действий. Сначала страдает память на собственные имена,

Далее - на конкретные предметы, еще позднее - на отвлеченные

Понятия. Долговременное сохранение в памяти отвлеченных поня-

Тий Рибо объяснял тем, что первоначально для удержания их в па-

мяти требовалось большое* количество времени и упражнений.

Примеры такого расстройства памяти можно найти в старческом

Слабоумии, при болезни Корсакова и других заболеваниях.

Наши рекомендации