Подчеркивал, что психические явления представляют собой по
Сути эпифеномены различных состояний мозга. Поэтому он считал
Необходимым изучать их в неразрывной связи с нервными процес-
Сами, подчеркивая, что психическое и физическое не разные сущ-
Ности, но стороны одного и того же явления.
Многочисленные труды Рибо, посвященные исследованию прак-
Тически всех значимых психологических проблем (психофизиче-
Ской проблеме, вопросам патопсихологии, исследованию памяти,
Внимания, воли, эмоций, творчества и т.д.), были переведены на
Многие языки. Современники отмечали в них легкость изложения,
Обилие строго проверенных фактов и осторожность в выводах.
Эти достоинства в сочетании с новизной психофизического под-
Хода сделали их популярными не только среди специалистов, но и
Среди образованных людей вообще.
В 1870 г. вышла первая работа Рибо ≪Современная английская
психология≫, в которой он с позиций английского ассоцианизма
Критиковал господствующую в то время во Франции спиритуали-
Стическую психологию, прежде всего школу В. Кузена. В его по-
следующей работе ≪Современная германская психология≫ (1879)
Рибо не только дал обзор состояния психологии того времени, но
И изложил основы своего проекта построения психологии как эм-
Пирической науки, использующей данные патологии в качестве
Метода исследования психики нормальных людей.
Большое значение для развития эмпирической психологии имел
разработанный Рибо метод ≪естественного эксперимента≫. Идея
≪естественного эксперимента≫, или ≪эксперимента, поставленного
природой≫, была навеяна работами К. Бернара. С точки зрения
Рибо, это эксперимент, который ставит над человеком природа,
Создавая людей разного типа, с разным уровнем развития (дикари,
Дети, взрослые цивилизованные люди) и разным уровнем психиче-
Ского здоровья (невротики, умственно отсталые люди и т.д.). До-
казывая значение ≪естественного эксперимента≫, Рибо подчерки-
Вал, что психология не может оставаться наукой о белом, взрослом,
Образованном человеке, предлагая в качестве объекта психологи-
Ческого исследования триаду душевнобольной-дикарь-ребенок.
Этот метод использовался многими известными французскими
Психологами - П.Жане, Ш.Блонделем, А.Валлоном и др. Душев-
Ная болезнь рассматривалась ими как своеобразный патопсихоло-
Гический метод, как эксперимент, более надежный и репрезента-
Тивный (в особенности для исследования высших психических
Функций), чем эксперимент психофизический. Недостаток психофи-
Зического эксперимента, с точки зрения Рибо, заключался главным
Образом в том, что он не давал представления о высших психиче-
Ских процессах, в формировании которых, по его мнению, значи-
Тельную роль играли социальные факторы, игнорируемые при пси-
Хофизическом исследовании.
Рибо считал искусственным традиционное деление психических
Процессов на познавательные, эмоциональные и волевые, подчер-
Кивая их тесную взаимосвязь. Исследование внимания, мышления,
Воображения привело Рибо, как и Н. Н. Ланге, к мысли о большом
Значении двигательных компонентов в их развитии. Полученные
данные он изложил в книгах ≪Психология внимания≫ (1889), ≪Бо-
лезни памяти≫ (1881), ≪Болезни личности≫ (1885), ≪Болезни воли≫
(1888), ≪Опыт исследования творческого воображения≫ (1901) и др.,
В которых Рибо стремился реализовать свою программу, привлекая
Собранный психиатрами обширный материал.
Одним из наиболее значимых открытий Рибо является сформу-
лированный им закон обратного развития памяти. Он устанавли-
Вает порядок старческого ослабления памяти, ее утраты и процесса
Восстановления в случае временной потери памяти. По этому зако-
ну, который также называется законом прогрессивного расстройства
памяти, память утрачивается в направлении от нового к старому
И от сложного к простому. Так, прежде всего утрачивается воспро-
Изведение ближайших текущих событий, общих идей, чувство-
Ваний, действий. Сначала страдает память на собственные имена,
Далее - на конкретные предметы, еще позднее - на отвлеченные
Понятия. Долговременное сохранение в памяти отвлеченных поня-
Тий Рибо объяснял тем, что первоначально для удержания их в па-
мяти требовалось большое* количество времени и упражнений.
Примеры такого расстройства памяти можно найти в старческом
Слабоумии, при болезни Корсакова и других заболеваниях.