Ективно - по структуре деятельности), то любая функция приобре-
Тает определенную цель, или интенцию. В то же время объективный
Психологический анализ этой направленности не мог быть осущест-
Влен ни путем наблюдения или самонаблюдения, ни путем тех экс-
Периментов, которые в то время существовали в психологии. Это
Во многом определило позицию последователей американского
Функционализма - бихевиористов, которые предложили полностью
Исключить сознание из предмета психологии, ограничившись изу-
Чением самого акта поведения, связи между стимулом и реакцией,
Которую он вызывает.
В то же время вклад этого направления в развитие психологии
Очень важен, так как именно его представители объективно показа-
Ли значение поведения, которое наравне с сознанием должно быть
Включено в предмет психологии. Не менее важной была и идея
Целостности, рассмотрение не только сознания и поведения, но и
Той социальной среды, в которой развивается живое существо.
Именно эти положения, так же как методы изучения психической
Деятельности, разработанные в рамках функционализма, определи-
Ли пути дальнейшего развития психологии.
Французская психологическая школа*
Значительный интерес большой группы французских ученых к
Проблемам содержания и структуры личности закономерно при-
Вел их к мысли о важности исследования роли культуры и социаль-
Ной среды в процессе становления психики. Одним из центральных
Стал вопрос о соотношении сознательного и бессознательного в
Психике, влиянии бессознательных мотивов на поступки людей,
Их взаимоотношения друг с другом. Естественно, что первые рабо-
Ты, в которых анализировалась природа гипноза и внушения, при-
Влекли внимание ученых к аномальным явлениям, к людям, страда-
Ющим разными формами психических заболеваний. Эти работы
Показали значение данных патологии для исследования психики
Нормальных людей.
* Раздел написан при участии Д. В. Наумовой.
Интерес к социальным факторам, влияющим на содержание
Психики, к бессознательным установкам, воздействующим на по-
Ведение человека, позволил объединить разные психологические
Сообщества, как это произошло во французской науке на рубеже
XIX-XX вв. Повышенное внимание к исследованию роли внуше-
Ния и гипноза связано с работами Ф.Месмера (1734-1815), объяс-
нявшего природу гипноза ≪животным магнетизмом≫, т. е. излуче-
нием особых флюидов, которыми может быть ≪заряжен≫ гипно-
Тизер и даже отдельные предметы.
Изучение гипнотических явлений привлекало не только меди-
Ков, но и психологов. Эти работы давали возможность изучить
Область бессознательных явлений, которая была вне зоны дося-
Гаемости для обычных экспериментов. Не меньшее значение име-
Ло исследование факторов, влияющих на внушаемость, показы-
Вающих степень гипнотической зависимости от возраста, индиви-
Дуальных особенностей и психического состояния человека. По-
Этому на рубеже веков исследованием роли гипноза во Франции
Занимались сразу две школы - в Париже и в Нанси.
Школой в Нанси руководил А.Льебо (1823-1905). Он активно
Использовал гипноз при лечении различных соматических и нев-
Ротических заболеваний, добиваясь значительных терапевтических
Результатов. Исследуя природу гипноза, Льебо выдвинул свою
Концепцию, в которой рассматривал гипноз как внушенный сон.
Путем внушения можно вызвать гипнотическое состояние (состоя-
ние сна) практически у любого человека. Связывая психологиче-
Ские особенности такого состояния в том числе и с действием вооб-
Ражения, Льебо, а затем его ученик И. Бернгейм разрабатывали ме-
Тоды словесного внушения. Предложенные ими приемы постгипно-
Тического внушения оказались весьма эффективными, их клиенты
Бессознательно хранили внушенную им информацию в течение
Многих лет. Именно эти работы привлекли пристальное внимание
Фрейда во время его посещения Нанси.
Занимаясь лечением истерии, ученые этой школы объясняли
Истерические симптомы (паралич деятельности или чувствитель-
Ности без органических поражений) внушением со стороны другого
Человека (суггестия) или со стороны самого субъекта (автосугге-
Стия), полагая, что такое внушение и самовнушение могут происхо-
Дить бессознательно.