Разные стадии в развитии мышления, а также целевая направлен-
Ность каждой из них. Отсюда и интерес ученого главным образом
К процессу, в том числе и к процессу мышления, а не к результату
Исследования.
В статье ≪Понятие рефлекторного акта в психологии≫ (1896)
Дьюи доказывал, что предметом психологического исследования
Является не структура сознания, а его функция. Эта статья многи-
Ми исследователями рассматривается как поворотный пункт в
Развитии американского функционализма, который заявил о сво-
Ем несогласии со структурализмом и отстаивал свой подход к
Психологии. (Окончательно программа Чикагской школы функцио-
Нализма была сформулирована последователем Дьюи Д.Энджел-
Лом в его президентском адресе Американской психологической
Ассоциации в 1906 г. В нем функционализм определялся как уче-
Ние о психических операциях в противовес учению о психических
Элементах.) В то же время Дьюи отвергал тождественность психо-
Логического и психофизического подхода к рефлексу, считая по-
Следний предметом физиологии, но не психологии, которая рас-
Сматривает психику в качестве координатора поведения, а одним
Из таких координаторов и является рефлекс.
Психическая деятельность, по мнению Дьюи, представляет со-
Бой поток, но не только сознания, а еще и активности, включаю-
Щей в нераздельной целостности организм и среду. Таким обра-
Зом, он, как и Джемс, не разделял принятое до тех пор в психоло-
Гии разделение субъекта и объекта. Он считал, что невозможно
Рассматривать стимул и реакцию как независимые друг от друга
Феномены. Пока координация организма в среде выполняет адап-
Тационную функцию, эта целостность сохраняется. Если же ста-
Бильность нарушается, то картина протекания деятельности ме-
Няется. Субъект начинает осознавать причину неудачи, движение
Затормаживается, и внимание направляется на определенный
Стимул. Таким образом, сознание - это один из частных моментов
постоянного процесса ≪исследования≫ и адаптации к среде.
Исходя из теории прагматизма, Дьюи считал, что истинность
Или ложность результата осознания должна проверяться послед-
Ствиями конкретного действия. Иначе говоря, реальная жизнь
Проверяет верность тех суждений и понятий, к которым пришел
Человек и на основе которых выстраивал свое поведение. При
Этом Дьюи был убежден в том, что процесс мышления развивает-
Ся в сторону все большей успешности. Поэтому человек может
Наилучшим образом приспособиться к самым сложным ситуаци-
Ям и даже изменить среду. Эта вера Дьюи в человека и его могу-
Щество во многом была связана и с той социальной ситуацией, в
Которой он жил, с высоким темпом технической революции, бу-
Мом технологии, особенно заметным в одном из самых развитых
Промышленных центров США, каким являлся Чикаго. Позже, уже
В своих философских работах, он также подчеркивал силу обще-
Ства, которое может справиться с проблемами, недоступными от-
Дельному человеку. Вера в социальную силу - один из важных
Моментов психолого-философской концепции Дьюи.
Наряду с Дьюи одним из лидеров Чикагской школы был Д. Энд-
Желл (1869-1949), возглавивший ее после отъезда Дьюи в Нью-Йорк.
Благодаря ему факультет психологии Чикагского университета
стал самым популярным в США. В учебнике ≪Психология≫ (1904),
А также в своей речи к Американской психологической ассоциации,
О которой упоминалось выше, он писал, что функционализм иссле-
Дует психические операции, выполняющие роль посредников между
Организмом и средой. Главное назначение сознания, с этой точки
Зрения, состоит в понимании тех изменений, которые происходят в
Новой, все более усложняющейся среде. Организм действует, ис-
Пользуя свои функции - внимание, память, мышление - как единое
Психофизическое целое. То есть фактической разницы между созна-
Нием и движением (разумом и телом), с точки зрения адаптации ор-
Ганизма к среде, нет. Задачей функционализма является изучение
Законов психических процессов и условий, в которых они протека-
Ют. Для этого недостаточно данных интроспекции, необходимо
Использовать и наблюдение, и генетический метод. Поэтому в ра-
Ботах Энджелла и его школы большое внимание уделялось исследо-
Ванию мышечной адаптации и развитию потребностей.
К концу 20-х годов XX в. функционализм стал признанной шко-
Лой, практически полностью оттеснив структурализм. К этому вре-