От бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал
Психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он
стал первым профессором психологии в Гарвардском университете,
Создателем первой американской психологической лаборатории
(1875), президентом Американской психологической ассоциации
(1894-1895). Этому способствовали и личные качества Джемса.
Все, знавшие его, отмечали его юмор, добросердечие, заинтересо-
Ванное отношение к людям.
В своих научных исследованиях, результаты которых были из-
ложены им в основных трудах ≪Принципы психологии≫ (1890) и
≪Учебник психологии≫ (1892), Джемс занимался многими пробле-
Мами - от изучения работы мозга и развития познавательных про-
Цессов и эмоций до психологии личности и психоделических иссле-
Дований. Одним из основных направлений его исследований было
изучение сознания. В работе ≪Существует ли сознание?≫ (1904) он
Пересмотрел традиционное понимание процесса познания как от-
Ношения субъекта и объекта - познающего и познаваемого. Дока-
зывая, что сознание - ≪это название несуществующей вещи≫, Джемс
Утверждал, что единственное реальное бытие, материал, лежащий
В основе и вещей, и наших мыслей о них, - это наш опыт. Наши
Мысли представляют собой функцию познания, связанную со
Стремлением осознать окружающее, которое, в свою очередь, стре-
Мится стать осознанным. Таким образом, опыт, с его точки зрения,
Вбирает в себя отношения между объектом и субъектом, которые
Являются не первичными элементами, но частными производными
Конкретного опыта. Исходя из этого, чистый опыт представляет
собой непрерывный поток жизни, который ≪поставляет материал
для нашего последующего отражения≫. Но тогда и наше отраже-
Ние, сознание представляет собой не статичный предмет, а непре-
Рывное движение, поток мысли. При этом истинность или лож-
Ность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с други-
Ми частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой
Мысли.
Так Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывно-
Сти работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дис-
Кретность, вызванную частично бессознательными психическими
Процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность само-
Идентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,
поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя
и ему ≪не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что
это он≫. При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность,
Но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том,
Что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Пе-
Рефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти
Два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в
Точности одну и ту же мысль дважды.
Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,
Избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение,
Выбор одних предметов или их параметров и отвержение других.
С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым рабо-
Тает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав-
Ную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина
Разногласий между Джемсом и его школой функционализма и
Структурализмом. В отличие от Титченера для Джемса первичным
Являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамич-
Ная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность
Изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая ра-
Боту сознания, он пришел к открытию двух основных его детерми-
нант - внимания и привычки.
Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что пси-
Хика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс
Социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в лю-
Бой деятельности. Психологические взгляды Джемса тесно пере-
Плетены с его философской теорией прагматизма, поэтому он
Много внимания уделял прикладной психологии, доказывая, что ее
Значимость не меньше, чем значимость теоретической. Особенно
Важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагоги-
Кой, так как именно психология играет наиболее важную роль в
Формировании и развитии моральных, нравственных привычек.
Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов ≪Беседы с
учителями о психологии≫ (1899), в которой доказывал огромные
Возможности воспитания и самовоспитания, важность формиро-