От бихевиоризма до гуманистической психологии. Джемс сделал

Психологию одной из наиболее популярных наук в Америке, он

стал первым профессором психологии в Гарвардском университете,

Создателем первой американской психологической лаборатории

(1875), президентом Американской психологической ассоциации

(1894-1895). Этому способствовали и личные качества Джемса.

Все, знавшие его, отмечали его юмор, добросердечие, заинтересо-

Ванное отношение к людям.

В своих научных исследованиях, результаты которых были из-

ложены им в основных трудах ≪Принципы психологии≫ (1890) и

≪Учебник психологии≫ (1892), Джемс занимался многими пробле-

Мами - от изучения работы мозга и развития познавательных про-

Цессов и эмоций до психологии личности и психоделических иссле-

Дований. Одним из основных направлений его исследований было

изучение сознания. В работе ≪Существует ли сознание?≫ (1904) он

Пересмотрел традиционное понимание процесса познания как от-

Ношения субъекта и объекта - познающего и познаваемого. Дока-

зывая, что сознание - ≪это название несуществующей вещи≫, Джемс

Утверждал, что единственное реальное бытие, материал, лежащий

В основе и вещей, и наших мыслей о них, - это наш опыт. Наши

Мысли представляют собой функцию познания, связанную со

Стремлением осознать окружающее, которое, в свою очередь, стре-

Мится стать осознанным. Таким образом, опыт, с его точки зрения,

Вбирает в себя отношения между объектом и субъектом, которые

Являются не первичными элементами, но частными производными

Конкретного опыта. Исходя из этого, чистый опыт представляет

собой непрерывный поток жизни, который ≪поставляет материал

для нашего последующего отражения≫. Но тогда и наше отраже-

Ние, сознание представляет собой не статичный предмет, а непре-

Рывное движение, поток мысли. При этом истинность или лож-

Ность мысли проверяется не сама по себе, а в соотношении с други-

Ми частями нашего опыта, с реальной практической пользой этой

Мысли.

Так Джемс пришел к идее о потоке сознания, т. е. о непрерывно-

Сти работы человеческого сознания, несмотря на внешнюю дис-

Кретность, вызванную частично бессознательными психическими

Процессами. Непрерывность мысли объясняет возможность само-

Идентификации, несмотря на постоянные разрывы в сознании,

поэтому, например, просыпаясь, человек мгновенно осознает себя

и ему ≪не нужно бежать к зеркалу для того, чтобы убедиться, что

это он≫. При этом Джемс подчеркивал не только непрерывность,

Но и динамизм, постоянную изменчивость сознания, говоря о том,

Что осознание даже привычных вещей постоянно изменяется. Пе-

Рефразируя Гераклита, который говорил о том, что нельзя войти

Два раза в одну и ту же реку, он писал, что мы не можем иметь в

Точности одну и ту же мысль дважды.

Сознание не только непрерывно и изменчиво, но и селективно,

Избирательно, в нем всегда происходят принятие и отклонение,

Выбор одних предметов или их параметров и отвержение других.

С точки зрения Джемса, исследование законов, по которым рабо-

Тает сознание, протекает выбор или отвержение, и составляет глав-

Ную задачу психологии. В этом вопросе и была главная причина

Разногласий между Джемсом и его школой функционализма и

Структурализмом. В отличие от Титченера для Джемса первичным

Являлся не отдельный элемент сознания, но его поток как динамич-

Ная целостность. При этом Джемс подчеркивал приоритетность

Изучения именно работы сознания, а не его структуры. Изучая ра-

Боту сознания, он пришел к открытию двух основных его детерми-

нант - внимания и привычки.

Говоря об активности человека, ученый подчеркивал, что пси-

Хика помогает в практической деятельности, оптимизирует процесс

Социальной адаптации, повышает шансы человека на успех в лю-

Бой деятельности. Психологические взгляды Джемса тесно пере-

Плетены с его философской теорией прагматизма, поэтому он

Много внимания уделял прикладной психологии, доказывая, что ее

Значимость не меньше, чем значимость теоретической. Особенно

Важной, с его точки зрения, является связь психологии с педагоги-

Кой, так как именно психология играет наиболее важную роль в

Формировании и развитии моральных, нравственных привычек.

Он даже опубликовал специальную книгу для педагогов ≪Беседы с

учителями о психологии≫ (1899), в которой доказывал огромные

Возможности воспитания и самовоспитания, важность формиро-

Наши рекомендации