Низма, на которой базировались предыдущие школы, так как до-
Казывали, что психика - это не структура, состоящая из неизмен-
Ных элементов, а постоянно изменяющийся поток сознания. При-
Таблица 5
Психологические школы в конце XIX - начале XX в.
Нимая положение о том, что законы психической жизни невоз-
Можно изучить объективно, функционалисты пришли к выводу о
Необходимости описывать не законы, но функции психики, кото-
Рые помогают человеку в реальной жизни.
Французская психологическая школа, не отрицая основных
Положений традиционной психологии, в центр своего внимания
Поставила исследование тех факторов, которые определяют со-
Держание психики. Они впервые стали серьезно изучать роль со-
Циального окружения в процессе становления психики, а также
Разнообразные формы отклонений от нормы. Изучение патологи-
ческих вариантов психического развития, так же как и данные об
Особенностях становления психики в разных культурах, стали важ-
Нейшими методами, дающими материал для понимания объектив-
Ных закономерностей психической жизни.
Уже работы французских психологов показали необходимость
Учета культуры как фактора, влияющего на психику человека. Эта
Тенденция наиболее полно воплотилась в психологии Дильтея,
Который считал, что переживания, как осознанные, так и бессоз-
Нательные, связывают отдельного человека с духовным миром,
Воплощенным в предметах искусства. Еще одним существенным
Моментом концепции Дильтея стало осознание тех методологиче-
Ских проблем, которые вытекали из ориентации психологии пре-
Имущественно на естественные науки. Осознание того факта, что
Непосредственные методы изучения духовной жизни не могут быть
Признаны в этой парадигме объективными, привело его к мысли о
Необходимости отказаться от объяснения психической жизни, пе-
Рейдя к ее описанию.
Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распро-
Страненной и значительной психологической школой в США. Ос-
Нователь этой школы Э.Титченер (1867-1927) родился в Англии и
получил психологическое образование в Оксфордском универси-
Тете, который он окончил в 1885 г. Там же в 1890 г. он получил
Свою первую ученую степень магистра. Однако центр изучения
Психологии к тому времени переместился из Англии в Германию,
Прежде всего в лабораторию Вундта. Именно в Лейпциг переехал
Титченер в 90-е годы, чтобы продолжить психологическое обра-
Зование под руководством Вундта, и стал одним из его наиболее
Верных и последовательных учеников. В Лейпциге он занимался
Главным образом изучением бинокулярного зрения и измерением
Времени реакции при познавательных процессах. В 1892 г. он пе-
реехал в США, где в Корнуэльском университете создал круп-
Нейшую в этой стране научную школу, аналогом которой послу-
Жила Лейпцигская лаборатория. Поэтому Титченера иногда на-
Зывают американским Вундтом.
Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку
считал, что предметом психологии должно стать содержание созна-
Ния, упорядоченное в определенную структуру, безотносительно к
Вопросу о том, как эта структура работает. Главные задачи струк-
Турализма он видел в предельно точном определении содержания
Психики, выделении исходных ингредиентов этого содержания и
Законов, по которым они объединяются в структуры. При этом
Психика и сознание отождествлялись Титченером, а все, что нахо-
Дится за пределами сознания, относилось им к физиологии.
В своем четырехтомном труде ≪Экспериментальная психология≫
(1901-1905) Титченер изложил основные достижения этой науки с
Позиций структурализма. Сознание Титченер понимал как чело-
Веческий опыт в его зависимости от переживающего субъекта. Сам
Этот опыт, по его мнению, состоит из простейших элементов - ощу-
Щений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря осо-
Бым образом организованной интроспекции.
Каждый из элементов при специальной установке сознания от-
Крывается субъектом с целью диагностики его четырех характе-
Ристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости
(ясности). Титченер составил список элементарных ощущений,
Включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из
Которых были зрительными (32 820) и слуховыми (11 600).
Для того чтобы выделить и описать исходные элементы струк-
Туры, Титченер стремился усовершенствовать метод интроспек-