Изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало

Вундта создателем нового направления в ассоциативной психоло-

гии, которое получило название волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между

Элементами. Выделение этой части в качестве основной становит-

Ся понятным, если учесть, что связи - это и есть те универсальные

Механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы -

Представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными

Механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше,

ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Поня-

тие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые опре-

деляли ее как спонтанную активность души. Оно было исполь-

Зовано Вундтом для объяснения высших психических процессов,

Которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами

Ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия

И памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений.

Точно так же разные законы ассоциации (смежности, контраста и

Т.д.) могут объяснить, каким образом мы от одного воспомина-

Ния переходим к другому. Важным моментом во всех этих объяс-

Нениях является связь восприятия, памяти и других элементарных

Психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний

Мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их дея-

Тельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению

Вундта, только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда

Зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней моти-

Вацией, направленностью на задачу, на достижение определенной

Цели. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении

Проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды. Таким обра-

Зом, Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя

Активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциа-

Ции и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной

Цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась

С вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятель-

Ность человека. Направленная во внутренний мир психики, аппер-

Цепция играет роль внимания, помогая протеканию высших пси-

хических функций, например мышления. Направленная во внешний

план, в план поведения, апперцепция отождествляется с волей, ко-

Торая регулирует деятельность человека. Так в учении о связях на-

Ходила подтверждение его концепция волюнтаризма. Это давало

Вундту основания, вслед за Шопенгауэром, говорить о том, что

Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия,

Помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную

Картину на высших этапах развития психики.

Введение нового вида связи имело значительные последствия

Для развития ассоциативной психологии, незыблемость которой

Строилась на признании ассоциации всеобщим и универсальным

Механизмом. Появление теории апперцепции ставило под сомне-

Ние эту всеобщность и вынуждало искать новые объяснительные

Принципы для построения психологии.

Из признания апперцептивной связи также следовало, что экс-

Перимент возможен только при изучении тех процессов, которые

Зависят от внешней стимуляции - времени реакции, ощущений,

Восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других выс-

Ших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как

Апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы откры-

Ты только самонаблюдению.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с

Изучением законов, по которым строится психическая жизнь. От-

стаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у

Нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой

≪психической причинности≫. К важнейшим законам он относил:

Закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон

Контраста и закон гетерогенности целей. Закон творческого син-

Теза, как уже указывалось выше, был, по сути дела, несколько из-

мененным положением Милля о слиянии элементов с образовани-

Ем нового, свойства которого принципиально отличны от преж-

Них и необъяснимы по аналогии с исходными. Иными словами,

Фактически закон творческого синтеза доказывал возможность не

Только репродуктивного, но и творческого мышления. Закон пси-

Наши рекомендации