Изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало
Вундта создателем нового направления в ассоциативной психоло-
гии, которое получило название волюнтаризм.
Главной частью теории Вундта стало его учение о связях между
Элементами. Выделение этой части в качестве основной становит-
Ся понятным, если учесть, что связи - это и есть те универсальные
Механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы -
Представлений, идей и т.д. До Вундта такими универсальными
Механизмами считались, как неоднократно упоминалось выше,
ассоциации. Он же ввел еще одну связь - апперцептивную. Поня-
тие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые опре-
деляли ее как спонтанную активность души. Оно было исполь-
Зовано Вундтом для объяснения высших психических процессов,
Которые, с его точки зрения, нельзя связывать только с законами
Ассоциаций. Ассоциативная связь объясняет развитие восприятия
И памяти, создание целостных образов из отдельных ощущений.
Точно так же разные законы ассоциации (смежности, контраста и
Т.д.) могут объяснить, каким образом мы от одного воспомина-
Ния переходим к другому. Важным моментом во всех этих объяс-
Нениях является связь восприятия, памяти и других элементарных
Психических функций с внешней ситуацией. Именно внешний
Мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их дея-
Тельность.
В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению
Вундта, только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда
Зависит от внешней ситуации, но побуждается внутренней моти-
Вацией, направленностью на задачу, на достижение определенной
Цели. Осознание этой цели позволяет сосредоточиться на решении
Проблемы, игнорируя мешающие воздействия среды. Таким обра-
Зом, Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя
Активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциа-
Ции и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной
Цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась
С вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятель-
Ность человека. Направленная во внутренний мир психики, аппер-
Цепция играет роль внимания, помогая протеканию высших пси-
хических функций, например мышления. Направленная во внешний
план, в план поведения, апперцепция отождествляется с волей, ко-
Торая регулирует деятельность человека. Так в учении о связях на-
Ходила подтверждение его концепция волюнтаризма. Это давало
Вундту основания, вслед за Шопенгауэром, говорить о том, что
Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия,
Помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную
Картину на высших этапах развития психики.
Введение нового вида связи имело значительные последствия
Для развития ассоциативной психологии, незыблемость которой
Строилась на признании ассоциации всеобщим и универсальным
Механизмом. Появление теории апперцепции ставило под сомне-
Ние эту всеобщность и вынуждало искать новые объяснительные
Принципы для построения психологии.
Из признания апперцептивной связи также следовало, что экс-
Перимент возможен только при изучении тех процессов, которые
Зависят от внешней стимуляции - времени реакции, ощущений,
Восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других выс-
Ших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как
Апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы откры-
Ты только самонаблюдению.
Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с
Изучением законов, по которым строится психическая жизнь. От-
стаивая самостоятельность психологии, Вундт доказывал, что у
Нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой
≪психической причинности≫. К важнейшим законам он относил:
Закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон
Контраста и закон гетерогенности целей. Закон творческого син-
Теза, как уже указывалось выше, был, по сути дела, несколько из-
мененным положением Милля о слиянии элементов с образовани-
Ем нового, свойства которого принципиально отличны от преж-
Них и необъяснимы по аналогии с исходными. Иными словами,
Фактически закон творческого синтеза доказывал возможность не
Только репродуктивного, но и творческого мышления. Закон пси-