Могает открыть в нем зачатки категорий абстрактной мысли
(таких, как действительность, необходимость, причинность и др.).
Ему не удалось раскрыть сложность перехода от ощущения к мыс-
Ли, но эти исследования были продолжены другими учеными, в
Том числе и современными когнитивными психологами.
Частично идея о влиянии мышления на работу органов чувств
Была исследована в трудах известного немецкого физиолога
Г. Гельмгольца. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий и
Теорий, которые фактически положили начало новой отрасли пси-
хологии - психофизиологии.
Гельмгольц был одним из авторов трансформации закона со-
Хранения и превращения энергии к психологии, он впервые изме-
Рил скорость протекания физиологического процесса в нервном
Волокне (она считалась огромной и недоступной изучению) с по-
Мощью изобретенного им прибора - кинографа, позволяющего
Записывать реакцию на вращающемся барабане. Раздражая уча-
Стки нерва, отстоящие от мышцы на различном расстоянии, он
Определял скорость распространения импульса: она оказалась
Сравнительно небольшой - порядка нескольких десятков метров в
Секунду. Эти результаты стали исходными для психологических
Экспериментов, связанных с исследованием времени реакции.
Еще большее значение для психологии имеют работы Гельм-
Гольца, относящиеся к экспериментальному изучению деятельно-
Сти органов чувств. Важно, что в этих экспериментах он исполь-
Зовал и методы математической обработки данных.
Труды Гельмгольца ≪Учение о слуховых ощущениях как функ-
циональных основах теории музыки≫ (1873) и ≪Физиологическая
оптика≫ (1867) составили фундамент современного знания о строе-
Нии и функциях органов чувств. Следуя из теории своего учителя
И.Мюллера о ≪специфической энергии органов чувств≫, Гельм-
Гольц считал, что ощущение возникает в результате высвобожде-
Ния энергии при раздражении нерва каким-нибудь внешним сиг-
Налом.
Главная трудность заключалась в объяснении связи порождае-
Мого нервом ощущения (зрительного, слухового и т.д.) с незави-
Симым от него внешним предметом. Гельмгольц предложил пре-
Одолеть эту трудность, обратившись к теории знаков, или симво-
Лов. Согласно этой теории, отношения ощущения к внешнему
Предмету являются знаковыми, или символическими. Символ ука-
Зывает на предмет, но ничего общего с его объективными свойст-
Вами не имеет. Тем не менее символ полезен, поскольку помогает
Не путать внешние раздражители, отличать один от другого. А
Этого достаточно, чтобы обеспечить организму успешную ориен-
Тацию в среде и действие в ней.
Зависимость чувственных ощущений от внешних раздражителей
Отчетливо проявилась в классических экспериментах Гельмголыда
По изучению формирования пространственного образа вещей.
Здесь явственно выступил фактор предметности восприятия. Про-
Странственные координаты определяют диспозицию предметов, их
Объемность и др. Исследование же мышцы и сопряженных с ней
Слабо осознаваемых мышечных (кинестетических) сигналов рас-
Крывало роль двигательной активности зрительного аппарата.
Особенно отчетливо взаимодействие сенсорных и моторных компо-
Нентов восприятия было продемонстрировано в опытах Гельм-
Гольца с использованием различных призм, искажающих естествен-
Ный зрительный образ. Несмотря на то что в этом случае преломле-
Ние лучей дает искаженное восприятие предмета, испытуемые очень
Скоро научились правильно видеть предметы и сквозь призму. Это
Достигалось благодаря опыту, который состоял в многократной
Проверке действительного положения объекта, его формы, величи-
Ны и др. посредством движений глаз, рук и всего тела.
Эти движения, полагал Гельмгольц, подчинены определенным
Правилам, которые по существу являются правилами логики, сво-
Его рода умозаключениями, но бессознательными. Фиксируя дви-
Жение мышц, изменение их конфигурации и напряжения, организм
Неосознанно определяет истинное положение объекта во внешнем
Пространстве. Тем самым учение Гельмгольца на богатом экспе-
Риментальном материале доказало теснейшую связь чувственных,
Мышечных и умственных факторов в построении картины види-
Мого мира.
Большое влияние на развитие экспериментальной психологии
Оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходив-